Малые скульптурные формы добавляют определенный шарм в туристическую привлекательность Верхневолжья

Малые скульптурные формы добавляют определенный шарм в туристическую привлекательность Верхневолжья
Фото: Наталья Лебедева

Сегодня монументальное искусство исповедует не только функцию пропаганды, но зачастую стремится вызвать в зрителях и добрую улыбку. Примеры тому можно видеть по всей Тверской области, когда вместе с более традиционной «серьезной» скульптурой «малые скульптурные формы» добавляют разнообразия и туристической привлекательности городам и весям Верхневолжья.

Любимый голова

Наш краткий обзор начнем с «людей государевых» и с самой новой скульптуры. Буквально на днях в Твери на улице Крылова установили бронзовый памятник городскому голове Александру Федоровичу Карпову. Чиновник изображен в строгом костюме с тростью, сидящим на венском стуле – возможно, на заседании городской думы, гласным (депутатом) которой его выбрали в 1875 году. А может быть, уже в роли городского головы, которым он стал в 1891 году и потом трижды переизбирался. Возможно, избрали бы его и в четвертый, и в пятый раз – такой всеобщей любовью и уважением тверитян он пользовался. Человек он был состоятельный, при этом значительную часть своих средств тратил не на личные прихоти, а на городские нужды. Но, увы, в 1902-м Александр Федорович скоропостижно скончался. За годы его правления Тверь приобрела трамвайное движение и электростанцию, в городе был возведен вагонный завод, появился первый постоянный мост через Волгу и многое другое.

- На удивление хороший памятник – давно у нас таких не ставили. Скульптор - Алексей Степаненко, – отметила экскурсовод и литератор Наталья Лебедева. Скульптура расположена у здания бывшего Карповского училища, построенного в память о градоначальнике. Недавно оно было бережно отреставрировано в стиле эпохи модерна силами регионального управления Министерства юстиции РФ, которое теперь в нем и квартирует.

История могла быть другой

В Калязине на территории Вознесенской церкви в 2009 году был открыт памятник Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому (авторы: Евгений Антонов и Андрей Комлев) – национальному русскому герою времен польско-литовской интервенции начала XVII века. Еще до сбора народных ополчений русское войско под его командованием громило польско-литовских интервентов. В частности, памятник посвящен победе Скопина-Шуйского на реке Жабня над войском гетмана Яна Сапеги и полковника Александра Зборовского, поддерживавших в Смутное время Лжедмитрия II. Битва продолжалась весь день 28 (18) августа 1609 года. Под вечер неприятель был опрокинут и бежал, а войска Скопина-Шуйского с богатой добычей и пленными вернулись в Калязинский монастырь. Полководцу не было и 23 лет!

Москвичи боготворили юного героя, но его четвероюродный дядя, властолюбивый царь Василий Шуйский, из зависти и ревности в мае 1610 года приказал отравить племянника. Боялся конкуренции за престол? Возможно, и это был бы далеко не худший вариант развития событий для Русского царства. Род Скопиных-Шуйских был к тому же более старшей ветвью Рюриковичей. И на ближайшем пиру полководец принял из рук дочери Малюты Скуратова чашу с отравленным вином. Вся Москва тогда оплакивала Михаила, а вскоре на Русь вновь вторглись интервенты. «Семибоярщина» свергла Василия Шуйского, он кончил свои дни в польском плену. А победоносная борьба с оккупантами, начатая Скопиным-Шуйским, увенчалась в 1612 году окончательным изгнанием интервентов из Москвы, в чем заслуга уже второго ополчения гражданина Минина и князя Пожарского.

Поручик или полковник?

Это должно было когда-то случиться, и это случилось. В конце октября в Ржеве появился-таки памятник одноименному поручику – повесе, охальнику, бонвивану. Как рассказал глава округа Роман Крылов, долгожданная скульптура установлена на новой благоустроенной территории у Спасской площади, и это дань уважения нашему историческому наследию, нашим корням. По словам муниципального руководителя, Ржевский – это не вымышленный герой, а реальный человек, чья жизнь и подвиги были связаны со здешними краями. К слову, этот род насчитывает больше семи веков, и его предки были в родстве с Пушкиным. Самый первый из Ржевских пал на Куликовом поле, в целом же эту фамилию носили и думные дьяки, и бояре, и сенаторы, и генералы с адмиралами.

Фото: Роман Крылов

Добавим, что идею установки памятника поручику Ржевскому долгие годы продвигал патриот своей малой родины – директор местного пивзавода, в ассортименте продукции которого значилось и одноименное пиво с бравым гусаром на этикетке. Этикетку, как говорят, рисовал тот же художник, чьей кисти принадлежал и образ развеселого тверского купца – но на этикетке уже другого пива. Персонажей роднят румяные щеки, голубые глаза и подкрученный ус. Вот только памятник тверскому купцу давным-давно установлен, а поручик Ржевский был увековечен лишь в анекдотах. Но теперь памятником обзавелся и он.

К слову, основой образа для памятника стал Павел Алексеевич Ржевский – герой Отечественной войны 1812 года, участник Бородинского сражения. Правда, родился он в Рязанской губернии, но его заслуг это никак не умаляет. В возрасте 23 лет штабс-капитан Ржевский в 1807 году участвовал в сражении при Фридланде, получил ранение пулей в руку и картечью в грудь. В Отечественной войне 1812 года он участвовал в чине майора по кавалерии, участвовал в Бородинской битве, сражениях под Тарутином и Малоярославцем (где был ранен пулей в правую руку). Был произведен в подполковники. Командуя казачьим полком, первым вскочил в осаждаемый город. С казачьим полком и 2 эскадронами гусар взял в плен кавалерийский отряд из 250 человек, за что был пожалован орденом св. Анны 2-й степени. Далее Павел Ржевский участвовал в Заграничном походе Русской армии, был во многих сражениях и стяжал немало наград. В мирное время из-за ранений вышел в отставку, трудился на госслужбе, дорос до статского советника. Его земной путь окончился в Москве в 1852 году, полковник Ржевский упокоился на Ваганьковском кладбище, но могила его ныне утрачена. Таким образом, получается, что памятник в городе Ржеве приобретает с этой исторической личностью особую связь.

Фото: Роман Крылов

Есть такая профессия

На поручике Ржевском Ржев не остановился. На благоустроенной площадке около домов купца Сафронова на улице Грацинского поставили скульптуру вполне себе дореволюционного городового. Бывалый служака пристально всматривается во что-то (не иначе, в кучку безродных социалистов, расклеивающих отпечатанную на заграничные гранты «Искру»), а в кулаке зажат свисток. Коренастая бронзовая фигура охранителя порядка незыблемо и прочно стоит на родной земле. Скульптура – еще одна художественная деталь, которая преображает общественное пространство и делает его более привлекательным, прокомментировали в муниципалитете. В этом районе прежде располагались старые многоквартирные аварийные дома, которые были расселены и снесены, а территория расчищена и облагорожена. В планах – дальнейшее благоустройство окружающего пространства. Все изменения будут осуществляться поэтапно, чтобы каждый шаг был продуманным и качественным, пишет в своем блоге глава Ржевского муниципального округа Роман Крылов. Интересно, какую часть памятников поручику Ржевскому и городовому горожане и гости города будут потирать на счастье?

А кимряков и гостей города не первый год радует бронзовая фигура сапожника на фоне здания администрации. По слухам, это единственный памятник сапожнику в России и один из трех в мире! Мастер запечатлен за изготовлением пары высоких дамских сапожек. Ведь исторически развитие этой территории было связано с обувным ремеслом. Кимры и окрестные селения обували половину России и всю русскую армию. Местные сапоги славились хорошим качеством при доступной цене. К слову, в 1980-е годы на Кимрском производственном обувном объединении начали выпускать удобные, красивые и прочные кроссовки, в которых ходила, кажется, вся Калининская область, а остальные облизывались. Говорят, что вместо кирзовых сапог в этой легкой и надежной обуви ходили на боевые задания и советские солдаты в жарком Афганистане.

Волчок приглашает в Волочек

В Вышнем Волочке недавно появилась новая фигурка волчка. Волчка-окулиста расположили возле салона оптики на пересечении Казанского проспекта и Большой Садовой улицы. Это уже 15-я по счету фигурка высотой около 30 сантиметров. Все они появились в рамках проекта «Волчок приглашает в Волочек». Из этого созвучия и возникла идея. Инициатива создания проекта «Волчок приглашает в Волочек» принадлежит местной администрации, а воплотил ее в жизнь несколько лет назад скульптор Максим Лапачугин из Петербурга.

Где найти миниатюрных бронзовых волков в Вышнем Волочке:

Волк-машинист. Железнодорожный вокзал.

Волк-казначей. Крыльцо бывшего банка Рябушинских, Ванчакова линия, 23.

Волк-ямщик. Вход в городской парк, у здания бывшего Путевого дворца.

Волк-почтальон. Городской сад, напротив здания почты.

Волк-лоцман. На перилах пешеходного моста через Цну.

Волк – торговец рыбой. У торговых рядов, Казанский проспект.

Волк-художник. Венециановский сквер.

Волки-актеры. Вышневолоцкий драматический театр, Казанский проспект, 20.

Волк-амур. У входа в ЗАГС, улица Екатерининская, 2/37.

Волк-футболист. Стадион «Спартак», улица Венецианова 33/18.

Волк-купец. Краеведческий музей, Казанский проспект 63/2.

Волк-самоварщик. Улица Сиверсова, 6.

Волк-трактирщик. Ресторан «Шансон» – через дорогу от краеведческого музея.

Бронзовые зверушки стали украшением города – с этим согласно большинство волочан и туристов. Волчков сравнивают с талисманами других городов – псковскими Барсиками, архангельскими Кудесниками Севера, калининградскими Хомлинами. Лишь самые въедливые пишут в сети: «Причем здесь волк? Вышний Волок! Место, где суда волоком тащили. Тогда уж и герб города менять надо».

Ему не страшен Рыбнадзор

Наверняка все знают бронзовый памятник рыбаку в Твери на набережной Волги. Да-да, тот самый, из руки которого вандалы регулярно крадут удочку. А в 2018 году у нашего рыбака обнаружился брат в Осташкове – памятник рыбаку Осташке. Скульптура находится в Осташкове в центре Набережного сада.

Этот персонаж считается основателем города Осташкова. По легенде, рыбак Евстафий по прозвищу Осташко оказался единственным уцелевшим жителем древнего города Кличена, который разорили новгородцы в конце XIV века. Рыбак переплыл с пепелища на материковый полуостров и основал там поселение.

Однако тверской скульптор Евгений Антонов изваял Осташку в более современном рыбацком снаряжении, в болотных сапогах, с телескопическим удилищем и ведром с уловом. Под ногами вертится кот, мечтающий об угощении, а рыбак в благодушном настроении, поднять которое явно помогло содержимое кармана его штормовки, распевает песенку. За простодушное выражение лица горожане окрестили скульптуру «рыбачок-дурачок». У статуи блестит натертый нос и носок сапога – очевидно, на рыбацкое счастье.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру