Программа работ на дорогах регионального, межмуниципального и местного значения на предстоящие пять лет стала основной темой недавнего заседания Правительства Тверской области. Важно уточнить, что программа - это не абстрактные пожелания, а четкий перечень с цифрами. Документ разработан в соответствии с целями президентского национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Будет прирост
В позапрошлом месяце на совещании с членами Правительства РФ президент Владимир Путин поставил задачи по модернизации в регионах дорожного хозяйства, включая внедрение информационных технологий. Указания главы государства вполне коррелируют с дорожной политикой властей Верхневолжья, основанной на последовательном усилении бюджетной поддержки территориального дорожного фонда.
Напомним, что протяженность автодорог общего пользования в Тверской области превышает 36 тысяч километров, фактически приближаясь к длине окружности земного шара. Магистрали федерального значения составляют 1364 км, регионального и межмуниципального значения – 14938 км вместе с 1009 км опорной сети дорог (что обеспечивает первое место по данному показателю в ЦФО), трассы местного значения протянулись на 19747 км (это 3-е место среди регионов ЦФО). В городской черте областного центра проложено 613 км автодорог.
Что касается нормативного состояния, здесь, как говорится, у Верхневолжья большой потенциал. У опорной сети региональных дорог в Тверской области, обеспечивающей бесперебойную транспортную связанность и единство экономического пространства в Верхневолжье, отвечает нормативам 87,6% автотрасс, что обеспечивает четвертое место в Центральной России.
Общий объем дорожного фонда Тверской области в текущем году составил почти 26,7 миллиарда рублей. Важно, что наш регион занимает третью позицию в ЦФО по привлечению федеральной поддержки нацпроекта «Инфраструктура для жизни» на период 2026 - 2030 годов. На предстоящую пятилетку основные задачи дорожной отрасли выглядят следующим образом: реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги», совершенствование опорной сети и искусственных сооружений на дорогах, модернизация дорожной инфраструктуры в зонах инвестиционного развития, поддержка муниципалитетов по отрасли «Дорожное хозяйство», повышение безопасности дорожного движения.
- В последние годы в Тверской области темпы и качество работ на дорогах постоянно увеличивались. Необходимо сохранить данную тенденцию, обеспечить приведение в нормативное состояние всей опорной дорожной сети нашего региона и каждого муниципалитета, – отметил в ходе заседания исполняющий обязанности губернатора Виталий Королёв. – Всего за пять лет планируется отремонтировать порядка трех с половиной тысяч километров дорог. Приоритетными являются дороги, обеспечивающие транспортную доступность промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учреждений здравоохранения и образования. Отдельное важное направление – ремонт магистралей на туристических маршрутах.
Региональные приоритеты
Глава региона подчеркнул: системный ремонт и строительство дорог должны способствовать успешному выполнению задач национальных проектов. Виталий Королёв поставил задачи по своевременному завершению всех запланированных работ. При этом на особом контроле, подчеркнул руководитель области, должно быть выполнение ремонтов возле учреждений образования – каждый год их необходимо завершать строго к 1 сентября.
В программу работ на региональных и межмуниципальных дорогах на 2026 - 2030 годы включено 195 объектов. В настоящее время заключены контракты почти по 70% позиций, запланированных на 2026 год. В том числе это дороги, ремонт которых начат в предыдущие годы. Идет подготовка документации по новым объектам. Среди них – трассы опорной сети, социально значимые, туристические маршруты, подъезды к инвестиционным площадкам. Например, дорога от Бологого до Удомли, от Твери до Петровского, от Торжка до Дарьина, мост через озеро Селигер.
В предстоящие пять лет заявлен ремонт более 1200 объектов муниципального значения. Список сформирован с учетом предложений от округов. Запланировано приведение в нормативное состояние дорог, улиц и тротуаров, дворов и плацев возле школ, подъездов к сельским населенным пунктам, мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. Так, предстоит отремонтировать дорожное покрытие 301 дворовой территории (более 274,1 тысячи квадратных метров), 156 плацев у учреждений образования (более 107 тысяч квадратных метров).
Территориям предоставляется областное финансирование на проведение дорожных работ в муниципалитетах. Отдельное направление поддержки – города воинской славы Тверь и Ржев, города воинской доблести Белый и Зубцов, город трудовой доблести Бологое. За пятилетний период в этих городах планируется отремонтировать более 100 км улиц и других объектов.
В планах уже наступающего 2026 года значится ремонт территорий двух государственных учреждений здравоохранения. Новый асфальт появится на подъездном пути и прилегающем участке у областного клинического психоневрологического диспансера в Бурашево. Ремонту подлежат также проезды для медицинского транспорта, пролегающие по территории областной клинической больницы и ведущие в том числе к областному перинатальному центру имени Е.М. Бакуниной.
- Сегодня рассмотрена программа строительства дорог на пятилетку. Важное решение принято. Мы за эти годы отремонтируем 3500 километров дорог. Конечный приоритет дорогам, которые ведут к социальным объектам, к муниципальным центрам притяжения, к туристическим центрам, – прокомментировал итоги заседания Виталий Королёв. – Очень важно отметить, что у нас большой объем работы уже законтрактован, что позволяет 2026 год проходить уверенно. Ну а в последующие годы также будем стараться этот темп увеличить. Более того, мы двукратно увеличиваем в последние годы объем ремонта дорог, считаю, что эту тенденцию по увеличению ремонта дорог будем соблюдать и дальше.