Крылатый маршал

Воспоминание о судьбе земляка, прославленного летчика-истребителя, Героя Советского Союза, маршала авиации Георгия Зимина

Воспоминание о судьбе земляка, прославленного летчика-истребителя, Героя Советского Союза, маршала авиации Георгия Зимина

Со времени разгрома фашистской Германии прошло 67 лет. Все меньше остается очевидцев и участников давно минувшей войны. Состарились дети ветеранов, повзрослели их внуки, родились правнуки. Естественный ход жизни закономерно отдаляет от нас события огненных лет. Однако в преддверии Великой Победы у тверитян есть замечательный повод пережить события минувшего столетия – вспомнить о судьбе одного из своих земляков, прославленного летчика-истребителя, Героя Советского Союза, маршала авиации Георгия Зимина.

В течение 16 лет он возглавлял Калининскую Военную командную академию ПВО, 6 мая 2012 года талантливому военачальнику исполнилось бы ровно 100 лет.

Была у молодого Георгия Зимина самая заветная мечта… Еще будучи мальчишкой, он увидел три военных самолета, приземлившихся в поле. Шестеро летчиков – все в кожаных пальто, в шлемах, с летными очками и необычными перчатками-крагами – о чем-то переговаривались между собой. С того дня мысли о небе не покидали Георгия.

Хотя рабочая специальность будущего маршала была далека от полетов на истребителе, волею судьбы он оказался там, где и надо было. Свою роль, как это часто бывает, сыграла счастливая случайность.

В один из летних дней 1931 года ЦК ВЛКСМ обратился к молодежи страны с призывом: «Комсомол, на самолеты!». Георгий Зимин был приглашен на вступительные экзамены в школу летчиков и попал в число 30 курсантов, отобранных из 267 кандидатов. Теперь он получил возможность изучать аэродинамику, двигатели, штурманское дело. Детские мечты не прошли даром – будущий маршал делал стремительные успехи. Из рук начальника ВВС РККА Я.И. Алксниса он получил серебряные часы «Егер», а от С.М. Кирова – кожаный чемодан со спортивным костюмом, коньками и ботинками.

За штурвал самолета Зимин впервые сел в городе Энгельсе. За два года курсант освоил учебный У-2, боевой Р-1. Примечательно, что к самостоятельным полетам он был допущен после 19 вылетов вместо положенных 70. Этот успех стал его личным рекордом и уникальным случаем в истории летной школы. Как единственный выпускник-отличник, Георгий Васильевич имел право выбора места дальнейшей службы. И он выбрал беспокойный в то время Дальний Восток.

Напутствием для него стали материнские слова: «Жизнь человеческая очень коротка, старайся сделать людям больше добра. Никого не обижай, и тебе все будут платить тем же. Хороших людей на свете много, бери от них все лучшее, учись у них… Летай, только пониже и потише…». Разумеется, последнюю часть пожелания сын выполнить не мог.

31-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья, в которую прибыл молодой лейтенант, была вооружена самолетами И-5. Год практической работы – и новая должность: командир звена. Еще год – и он заместитель командира эскадрильи. Вскоре появились первые награды.

Первое боевое крещение Георгий Васильевич получил у озера Хасан. Первый орден Ленина ему вручил в Москве сам Михаил Иванович Калинин. В этом же году командиру эскадрильи Георгию Зимину было присвоено воинское звание старший лейтенант. В 1940 году уже капитан Зимин с должности заместителя командира истребительного авиационного полка поступил в Военно-воздушную академию. Однако в планы вмешалась война: как и многие в это время, он сменил учебный класс на боевые сражения и был отправлен в город Орел, в 42-й истребительный авиаполк.

Ситуация складывалась очень сложная: на освоение нового самолета Миг-3 отведено было меньше месяца, положение войск Брянского фронта ухудшалось, а боевая напряженность росла. В мемуарах маршала читаем: «Нагрузка была предельной. Мы делали вылет за вылетом. После посадки летчики часто даже не выходили из кабин. Как только машину заправляли горючим и пополняли боекомплект, звено тут же шло на очередной взлет…».

В составе сводной группы из шести штурмовиков и шести истребителей Георгий Зимин и его боевые товарищи за один вылет сожгли 79 вражеских самолетов, не считая поврежденных: девять сбили в небе, а остальные уничтожили на земле. Дневник, который вел в эти дни Георгий Зимин, напоминает боевую сводку. Вот запись за октябрьский день 1941 года: «Первый вылет: сбит т. Рузиным один Фокке-Вульф-189. Второй вылет: мною и младшим лейтенантом Котовым сбито по одному Ме-110. Третий вылет: старший лейтенант Судробин сбил один Ме-109. Четвертый вылет: сбито нами 5 самолетов противника. Я сбил два, летчики Котов, Гусев и Воронцов – по одному каждый. Пятый вылет: уничтожено до 50 автомашин противника».

В 1942 году Георгий Зимин стал командиром 485-го авиационного полка, оснащенного устаревшими истребителями «Харрикейн» английского производства. Несмотря на устаревшую авиатехнику и общее невыгодное соотношение сил, летчики полка сбили 111 вражеских самолетов при гораздо меньших собственных потерях. 19 июня 1942 года Совинформбюро сообщило о дерзком поединке 7 наших «ястребков» с 27 самолетами противника. Немцы потеряли 13 самолетов, 5 из них сбил ведущий – Зимин.

В 1943 году он возглавил 240-ю авиационную дивизию, которой командовал до самого окончания войны. Летчиками, которыми руководил подполковник Зимин, было уничтожено 83 самолета, сбитых в воздушных боях.

За четкое и умелое руководство боевой работой частей дивизии, за личное мужество, героизм и отвагу 28 сентября 1943 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил полковнику Зимину звание Героя Советского Союза. На фюзеляже его самолета к этому моменту красовалось больше десятка звездочек, каждая из которых означала сбитый вражеский самолет.

Накануне Невельской операции Зимин посетил Московский авиазавод с целью организации приемки и последующего перегона новых самолетов. То, что он увидел, навечно отпечаталось в памяти командира: «В сборочном цеху работали женщины и подростки. Лица у людей были бледные, усталые от многомесячной работы с постоянным перенапряжением и явно недостаточного питания. Я видел совсем детские лица, с которыми резко контрастировало выражение глаз: ребята поглядывали на меня взглядом взрослых людей, хорошо понимающих, какую важную работу они выполняют. Наша сила на фронте во многом держалась на этих худеньких плечах…»

Во время наступления на Каунасском направлении командир дивизии получил приказ организовать борьбу с немецкими бомбардировщиками в темное время суток. Задача была чрезвычайно сложной, поскольку истребителей, подготовленных к ночным полетам, в дивизии не было. Вдоль взлетно-посадочной полосы передового аэродрома располагали костры в железных коробках с крышкой для немедленного тушения огня, а в начале полосы – грузовики с дальним светом фар. И это только то, что касалось взлетов-посадок. А сколько идей было реализовано для обнаружения противника в ночном небе и его уничтожения! Пушки и пулеметы заряжались только трассирующими и зажигательными снарядами. Истребители, наводимые на самолеты, выключали навигационные огни. Это был целый свод рекомендаций, правил и методик. По сути, Георгием Зиминым была разработана новая тактика воздушного боя.

Эффект оказался впечатляющим. Хотя уничтоженных вражеских самолетов почти не было, ночные налеты противника стали более редкими. Немецкая авиация ушла на большие высоты, что резко ухудшило точность бомбометания по нашим объектам. Через 2 недели после первых действий ночью была получена разведсводка о том, что фашистское командование считает, будто в советских ВВС появились ночные истребители, оборудованные станциями перехвата.

Вспоминая события весны 1945 года, Георгий Васильевич писал: «Ни одна из операций не оставила в моей памяти такого глубокого следа, как Восточно-Прусская. Она оказалась самой длительной и самой тяжелой. И ни в одной другой операции интересы летного состава не были так крепко привязаны ко всему, что происходило на земле… Опыт поддержки наземных войск мы приобрели колоссальный». Возможность участвовать в Берлинской операции личный состав дивизии воспринял как большую честь. У противника еще оставались крупные авиационные силы – более 3300 боевых самолетов, были сосредоточены сотни зенитных батарей.

Насколько эффективно действовали наши истребители, можно судить по тому, что фактически вся авиация противника была разгромлена за первые 5 дней операции. Метод ведения воздушных боев получил название «свободная охота». Непрерывно группами от 4 до 10 самолетов (Як-3 и Як-9) гвардейцы дивизии вылетали в указанные районы, действовали решительно, не давая немцам возможности бомбить наши войска. Командир дивизии, генерал-майор Зимин, лично вылетал и участвовал в воздушных боях над Берлином. Так, 29 апреля Георгий Васильевич в группе из трех самолетов вступил в схватку с одиннадцатью ФВ-111. Последняя личная победа генерала состоялась 25 апреля 1945 года, то есть около двух недель до официального окончания войны.

И во время войны, и после нее Георгий Васильевич внес огромный вклад в развитие теории военного искусства. Каждый боевой вылет им детально анализировался. Опыт обобщался. Отыскивались рациональные способы и приемы воздушного боя. Результатом этой кропотливой работы стали военно-теоретические книги. Наиболее известные из трудов комдива – «Практическая аэродинамика и летательные аппараты» и «Тактика в боевых примерах». Им были опробованы и реализованы в бою, а потом подробно описаны способы организации ночного воздушного боя, даны рекомендации по ведению наступательного воздушного боя и другие очень ценные наблюдения.

После войны Зимин окончил Военную академию Генерального штаба, командовал авиационной дивизией, авиационным корпусом, воздушной армией. В 1961 году Г.В. Зимин стал первым заместителем Главнокомандующего войсками ПВО страны. В эти годы началось их массовое оснащение зенитной ракетной и радиолокационной техникой, реактивными истребителями нового поколения. Начаты работы по созданию систем ракетно-космической обороны.

В 1966 году Георгий Васильевич был назначен начальником Военной командной академии ПВО в городе Калинине (ныне Тверь). Здесь наиболее полно раскрылись и были востребованы его практический опыт и научно-теоретический потенциал. Возглавив коллектив ученых и педагогов, он организовал разработку цельной теории оперативного искусства и теории тактики ПВО.

По сути, именно его заслугой следует считать становление уникального в мире военно-учебного заведения и его научных школ. Вершиной научных достижений академии и лично Георгия Васильевича стала теоретическая разработка принципиально новой формы военных действий – стратегической операции по отражению воздушно-космического нападения противника. Это был адекватный противовес глобальной воздушно-космической операции, спланированной США и их союзниками в ходе холодной войны, имевшей целью нанесение одновременных и мощных ракетно-ядерных ударов по войскам и экономике нашей страны. Передовые взгляды на ведение военных действий в воздушно-космической сфере составили фундамент будущей теории воздушно-космической обороны (ВКО), где наше лидерство в мире до недавнего времени было неоспоримым.

Крылатый маршал руководил академией 16 лет, при нем Военная академия превратилась в единый организм – живущий, развивающийся, несущий знания и богатеющий тем, что отдает…

Таких людей, как маршал авиации Георгий Зимин, вспоминает живая Тверь, празднуя очередной День Победы 9 мая 2012 года.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру