Нелегальной миграции в Тверской области объявили войну

Нелегальной миграции в Тверской области объявили войну

Недавно на церемонии вручения новых служебных машин участковым губернатор Игорь Руденя произнес несколько фраз, которые мгновенно разлетелись по новостным лентам. Глава региона, напутствуя стражей порядка, дал понять: один из приоритетов – борьба с нелегальными мигрантами, и власть ждет от людей в погонах активности в этом направлении.

Цель борьбы губернатор обозначил так:

- Нужны системные меры, которые позволят свести к минимуму миграционный поток и сделать его управляемым ровно настолько, насколько этого требует региональная экономика.

Не сомневаемся: под этими словами Игоря Рудени подпишутся многие – ведь о том, что через Тверскую область текут неконтролируемые миграционные реки, годами не говорил только ленивый. Вот только разговоры эти, к сожалению, велись в основном на кухнях: на официальном уровне неудобная тема замалчивалась. В народной памяти осталась лишь одна робкая попытка обуздать нелегальную миграцию – областное постановление двухлетней давности о запрете иностранным гражданам водить пассажирский транспорт. Шума бумага наделала много, но инициатива тут же бесславно канула в Лету.

Проблема так долго игнорировалась и не решалась, что казалось: с этим уже ничего не поделаешь. Поэтому, когда Игорь Руденя на первых же совещаниях после прихода в Тверскую область поднял тему нелегальной миграции, многие по привычке сделали вид, что не услышали, не поняли и не заметили губернаторский сигнал.

Но он звучал все настойчивее, а потом пошли новости о проверках соблюдения миграционного законодательства, о выявлении «резиновых» квартир и о штрафах для предпринимателей, которых поймали на любви к залетным сотрудникам без патентов и прописок.

Лед тронулся, но ясно, что борьба с нелегальной миграцией будет долгой, трудной и потребует общественного участия. Потому что, давайте говорить честно, за каждым нелегалом, живущим и работающим в Тверской области, тянутся коррупционные ниточки, и тот, кто бросает вызов незаконной миграции, бросает вызов сложившимся за десятилетия коррупционным схемам и теневым финансовым потокам.

На пороховой бочке

Наш регион часто называют транзитным: ведь Тверская область расположена между Питером и Москвой, и характерная особенность нашего рынка труда – это «вымывание» и текучка. Тенденция налицо: местные ценные кадры утекают в столицы, а мигранты-нелегалы из бывших советских республик, наоборот, стремятся осесть у нас.

В 2015 году, по официальной статистике, число мигрантов в регионе составило 120 000 человек – при населении в 1 миллион 300 тысяч человек. Конечно, цифра не отражает истинного положения дел: многие, получив в Тверской области справки, патент, разрешение на проживание, потом растворились в соседних регионах. Но возникает вопрос: если таковы данные по легальным мигрантов, сколько же у нас нелегалов?

Об этом можно только догадываться, глядя вокруг и читая оперативные сводки о проверках УФМС и УМВД. За десять апрельских дней прошлого года в ходе мероприятия «Нелегальный мигрант» было выявлено 55 иностранцев-нелегалов и 328 нарушений миграционного законодательства. За девять месяцев прошлого года к ответственности за незаконную трудовую деятельность было привлечено 317 иностранных работников и 286 работодателей. Отдельный разговор – про «точки» массовой фиктивной прописки мигрантов: «резиновые» квартиры люди в погонах находят во всех районах Твери, но уже не секрет, что подпольный бизнес по прописке начал уходить в муниципальные образования, где процесс сложнее выявить и проконтролировать. В обиход вошло понятие «резиновая изба» - следы нелегальной миграции все чаще обнаруживают в далеких деревнях и селах.

Чем это чревато? Включаем простую логику: если мигрант прописан где-то фиктивно, а по факту живет и работает совсем в другом месте, этот человек выпадает из зоны контроля и становится «невидимым» для правоохранительных органов. Совсем недавно вся Россия, прильнув к телевизорам, следила за поисками мигранта-экстремиста, который совершил теракт в Берлине и сумел спокойно проехать через несколько стран. Многие удивлялись: почему спецы потратили так много времени на изучение квартир, где незадолго до теракта появлялся преступник? У нас такого быть не может!

Но из чужого опыта нужно извлекать уроки: все религиозно-экстремистские ячейки, занимавшиеся вербовкой в ИГИЛ (запрещенную в России террористическую организацию), которые выявлялись на территории Тверской области в прошлом и текущем году, были «накрыты» на съемных квартирах. Нам остается только догадываться, сколько цепочек пришлось размотать людям в погонах, чтобы добраться до экстремистов, которых одни граждане фиктивно прописали за пару тысяч рублей, а другие пустили без договоров и проверки документов в свои квартиры.

Если внимательно вчитаться в сухие сводки задержаний вербовщиков ИГИЛ, станет ясно – кто-то брал потенциальных террористов нелегально на работу, кто-то незаконно предоставлял жилье, а кто-то в упор «не замечал» нарушения.

Так человеческая жадность и мелкая коррупция ставят под удар жизнь и здоровье сотен людей. Казалось бы, всех с детства учат не пускать в дом незнакомых, не бродить по темным подворотням, не искушать судьбу – но нет: взрослые люди, которые каждый вечер смотрят новости и плачут по жертвам террора, спокойно сдают квартиры иностранцам, не спрашивая паспортов. Разве за такое не стоит наказывать по всей строгости закона?

Айсберг тает... снизу

Но фиктивные прописки – только часть коррупционного айсберга, который вырос вокруг явления незаконной миграции.

Если сотни предпринимателей годами держат на работе нелегалов, потому что им можно платить мало и по-черному, значит, есть проверяющие, которые годами не выявляют эти нарушения?

Если водитель маршрутки не может произнести на русском пару слов и нарушает на каждом шагу правила дорожного движения, значит, были люди, которые выдали ему права, справки и разрешения?

Если на рынке стоит ларек, где все работают без вида на жительство в условиях антисанитарии, а его за много лет никто не закрыл, значит, был кабинет, где владелец ларька улаживал все свои вопросы?

Не поэтому ли о борьбе с незаконной миграцией на прошлой неделе губернатор говорил не с кем-то, а с обычными участковыми? Ведь это те самые правоохранители, которые работают «на земле»: они в курсе, что творится в отдельно взятых домах и подъездах, знают в лицо всех своих «подшефных» и первыми выявляют нарушения закона на вверенном участке.

Чего греха таить: есть случаи, когда вместо борьбы с преступностью стражи порядка занимались ее «крышеванием». Что называется, из последнего – в июне в Кувшинове осудили участкового, который каждый месяц получал «откат» от продавца алкоголя.

Но знаем мы и истории другого рода: когда с участков принципиальных стражей порядка сбегали все незаконные мигранты – и уезжали туда, где никто не задавал им лишних вопросов и не проверял документы.

Очень хочется, чтобы первых историй было как можно меньше, а вторых – как можно больше: потому что борьбу с нелегальными трудовыми потоками получится выиграть только тогда, когда она будет вестись на всех уровнях и по всем фронтам – разумеется, при общественной поддержке.

Артур Бабушкин, председатель постоянного комитета по социальной политике Законодательного собрания Тверской области:

- Весь миграционный поток можно разделить на две категории. Первая категория - это те, кто едет с целью интегрироваться и планирует провести остаток жизни на новой родине. Вторая категория – это те, кто, оставив семьи на родине, едут к нам работать вахтовым методом. И к одной, и ко второй категории нужно отнестись серьезно: интеграция первой должна проходить под контролем. Было бы неплохо создать при всех федеральных структурах рабочие группы, которые будут курировать вопрос в рамках своего ведомства и заниматься обменом информацией. Второй категорией власть должна заниматься, конечно, в тесной связке с правоохранительными органами: этот поток нуждается в фильтровании – чтобы те, кто едет к нам с камнем за пазухой и заведомо не готов соблюдать законы Российской Федерации, вернулись назад и больше никогда не появились на территории нашей страны.

Артур Сычев, директор МУП «ПАТП-1»:

- Мы принципиально берем на работу в наше городское автотранспортное предприятие только водителей с российскими водительскими правами – и все потенциальные сотрудники до заключения договора проходят множество проверок. В отличие от многих коммерческих перевозчиков мы прекрасно понимаем: речь в данном случае идет не просто о профессиональных навыках. Водитель – это человек, который несет ответственность за жизнь и здоровье своих пассажиров.

Безусловно, я поддерживаю инициативы губернатора по противодействию нелегальной миграции. К тому же сфера пассажирских перевозок - одна из тех, где эта проблема является заметной и острой. После трагедий в Европе стало ясно: транспорт в руках экстремиста может стать орудием преступления, и борьба с водителями-нелегалами в свете этих событий выходит за рамки борьбы с нелегальными перевозками, становясь частью борьбы с терроризмом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 19 июля 2017

Заголовок в газете: Незваный гость идет на выход

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру