Автор нашумевшего романа презентовала в Твери новую книгу

Автор нашумевшего романа презентовала в Твери новую книгу
фото: архив лектория "Живое слово"

Более ста человек собрались в этот субботний вечер в зале ресторана «Чайковский». Нет, гости не ели, не пили. Напротив, сидели и очень внимательно слушали. Она зашла в зал очень незаметно. Маленькая, хрупкая, со стеснительной улыбкой. Трудно представить в ней уже известного маститого писателя, по книгам которого фильмы снимают с актерами первой величины. На этот раз тверской лекторий «Живое слово» привез в наш город особого гостя – Гузель Яхину.

Она выскочила на литературном небосклоне, как черт из табакерки. Родилась в Казани, окончила факультет иностранных языков и сценарный факультет московской школы кино. И вдруг внезапно выстрелила крепким, хорошим романом «Зулейха открывает глаза», который сразу же бьет все рекорды продаж, получает премии «Большая книга», «Книга года», «Ясная Поляна» и переводится на 30 языков мира.

«Мои персонажи – вымышленные, а жизнь – нет»

Казалось бы, в чем успех? Признаемся, сейчас в тренде темы о раскулаченных и их судьбах. А я именно из-за этого и не хотела изначально читать книгу. Но готовясь к приезду писательницы-гостьи, взяла в руки. И не смогла оторваться два дня. Роман настоящий, невыдуманный, не «высосанный из пальца», каждый образ, персонаж, продуман до мелочей. И нет ничего лишнего. Не помню, кто сказал, но только настоящий роман попадает сразу в сердце.

Гузель призналась, что писала свою дебютную книгу три года, «долго не могла разрешить себе этим заниматься». Она как бы жила в ней, думая постоянно и придумывая новые образы. «Но я придумываю только персонажи. Дальше они живут совершенно реальной жизнью", - рассказывает писательница. Бабушка, например, ей рассказала, как их раскулачивали. Страшное время, на фоне которого погибали могучие мужики, но выживали совсем хрупкие девчонки (кажется, сама Гузель похожа на свою героиню, такая же хрупкая и тонкая). Как в этих условиях процветала подлость, но зарождалась любовь. Очень правильные, на мой взгляд, слова Людмилы Улицкой: «Мощное произведение, прославляющее любовь и нежность в аду. Хотя сама Яхина призналась, что долго думала над любовной линией Зулейхи и Ивана, ее могло в книге и вовсе не быть. И финал тогда стал бы другой.

«Я в детстве очень много ходила по домам: по бабушкам, дедушкам, тетушкам. Были среди них и зажиточные, и победнее. Я не только слушала их рассказы, но и старалась подмечать все вокруг. Эта привычка сохранилась, поэтому мне достаточно легко описывать реальную жизнь своих персонажей», - говорит Гузель Яхина.

Но есть в ее романе и одна сложность. В начале книги герои говорят на татарском языке, дальше, уже идя по этапу, языки смешиваются (кстати, немецкому Гузель научил ее дедушка), а дальше и вовсе становятся единым. Как и религия. Ведь у поселенцев, которым предстоит отстроить новый поселок, остается только одна вера – выжить.

«Мне безумно интересен именно этот период - 20 - 30-е годы XX века, первые десятилетия советской власти. И нет ничего странного в том, что читателю хочется получить именно такую литературу. Наша страна больна своим прошлым, она еще не пережила его, и пусть она рефлексирует пока в такой форме, посредством художественной литературы», - говорит Гузель.

Надо сказать, что очень скоро те, кто так и не прочитал «Зулейху», смогут увидеть 8-серийный фильм на канале «Россия». Думается, не надо даже говорить, что главную роль сыграет Чулпан Хаматова. Самое удивительное, но, сама будучи сценаристом, Гузель Яхина отказалась заниматься фильмом: «Вы же понимаете мне, как автору, это как по живому резать». А вот поселок Семрук будет построен под Казанью и, говорят, там останется после съемок в виде музея.

О немце по имени Бах

В Тверь же Гузель привезла свою новую книгу «Дети мои». Отрывки из нее гостям читали народные артисты России Ирина Андрианова и Константин Юченков, вел вечер Тарас Кузьмин.

Здесь уже другая история. Главный герой – поволжский немец по фамилии Бах (Гузель призналась, что, хотя и не сильна в музыке, имя своему персонажу она хотела дать известное, музыкальное). Он сам как будто живет в сказке. И сочиняет сказки для своей единственной дочки Ани. Только, увы, некоторые сказки начинают сбываться и вовсе не по-волшебному. «Я бы хотела рассказать о мире немецкого Поволжья – ярком, самобытном, живом, о мире, когда-то созданном пришлыми людьми в чужой стране, а сегодня затерянном в прошлом. Но это еще и история о том, как большая любовь порождает страхи в нашем сердце и одновременно помогает их превозмочь».

"Дети мои" – это скорее книга о семейных узах, о любви, что сильнее времени; о ремесле, что сильнее болезни. И каждая фраза отзывается узнаванием - да, все в точности так! Эта история полна запахами - спелых яблок, сена, младенческой макушки, печного дыма, вечерней реки. И наверняка найдутся критики, которые непременно найдут, что бы им покритиковать, к чему придраться. Бесспорно одно, Гузель Яхина – это уже имя в литературном мире. Ее «первый блин» отнюдь не вышел комом.

Гости расходились в каком-то удивительном настроении. И, конечно же, все желающие получили новую книгу «Дети мои» с автографом автора.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 17 октября 2018

Заголовок в газете: Зулейха открывает глаза в Твери

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру