Внешнеторговый баланс Тверской области могут сделать положительным

Внешнеторговый баланс Тверской области могут сделать положительным

С самых высоких трибун не раз и не два озвучивалась тема конкурентоспособности российской экономики. Это, проще говоря, спрос на наши товары за границей. И чтобы не оставлять молодой российский бизнес один на один с матерыми акулами капитализма, практически во всех регионах страны созданы структуры, содействующие предпринимателям в выходе на зарубежный рынок. Существует такая и в Верхневолжье. На вопросы «МК в Твери» отвечает руководитель Центра поддержки экспорта Тверской области Павел ВОЛКОВ.

Климат творим сами

- Как давно существует Центр поддержки экспорта и чем занимается?

- ЦПЭ существует с 2012 года как часть инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Он создан по решению регионального минэкономразвития в качестве отдела Венчурного фонда Тверской области и призван решать задачи по поддержке экспорта на территории региона, усилению конкурентных позиций тверских экспортеров на мировых рынках, поддержке предприятий, занимающихся высокотехнологичной продукцией и продукцией с высокой степенью обработки. Верхневолжье – регион с большим экспортным потенциалом, однако экспорт – дело не простое, есть много юридических и бухгалтерских нюансов, поэтому и понадобились бесплатная поддержка, консультирование, плюс коллективные выезды бизнесменов за рубеж.

- Почему целевой аудиторией ЦПЭ выбран малый и средний бизнес? Неужели у крупной промышленности региона нет экспортного потенциала? Или она вся «разобрана» по крупным финансово-промышленным группам и не нуждается в услугах центра?

- Крупной промышленностью занимается минпром, мы же, как подведомственные минэкономразвитию, помогаем мелким и средним предпринимателям – налогоплательщикам нашего региона. Развитие малых форм предпринимательства отвечает потребностям всех сфер экономики России и тенденциям мировых экономических процессов. Малый бизнес способен обеспечить свободу предпринимательского выбора и стимулировать эффективную организацию производства. Он создает благоприятный климат для оздоровления экономики в целом: развивается конкурентная среда, идет насыщение рынка товарами и услугами, при этом заполняются рыночные ниши как на местном уровне, так и в более широких масштабах.

Кому котел, кому шкуру

- Каковы ключевые показатели внешнеэкономической деятельности региона?

- Внешнеторговый оборот Тверской области последние годы стабильно возрастает: за 10 месяцев 2017 года он составил 596,5 млн долларов (на 17,6% больше аналогичного периода прошлого года). При этом за 10 месяцев 2017 года экспортных операций было совершено на 189 млн долларов (на 20% больше аналогичного периода 2016 года). Экспорт в страны СНГ в 2017 году составил более 87 млн долларов, что на 20% больше предыдущего года, в страны дальнего зарубежья - 102,5 млн долларов (рост на 19,2%). Экспортными поставками в регионе занимается более 230 предприятий малого и среднего бизнеса.

Особенностью внешнеэкономической деятельности Тверской области является отрицательное сальдо внешнеторгового баланса: мы ввозим товаров значительно больше, чем поставляем за рубеж. В 2016 - 2017 годах импорт превысил экспорт более чем в 2 раза. Это объясняется состоянием экономики региона. Область не располагает топливно-энергетическими товарами, составляющими основу российского экспорта, а изменить сальдо внешнеторгового баланса, снизив зависимость от импорта, можно только наращивая выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

- В таком случае какие экспортные товары Тверской области имеют успех? Неужели все тот же лес-кругляк?

- Как и остальные регионы России, мы имеем свою специализацию по экспортной составляющей. Верхневолжье является одним из главных в ЦФО поставщиков лесоматериалов, основная доля экспорта также приходится на эту отрасль (22,4%). В остальных товарных категориях экспорта – кожевенное сырье, пушнина и изделия из них (16,7%), машины, оборудование и транспортные средства (16,2%), металлы и изделия из них (14,4%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (9,7%).

Основными товарами для стран СНГ у нас являются древесина, стекло, пластмассы и продовольственные товары. В Беларусь идут мясо и пищевые продукты, минеральные топливные продукты и древесина. В Казахстан мы поставляем большей частью механическое оборудование, котлы, печатную и пищевую продукцию. На Украину продаем стекло и изделия из него, минеральное топливо, черный металл, а также пищевые продукты.

Из европейских стран самым крупным покупателем тверской продукции является Италия, на нее приходится около 20% экспорта. Верхневолжье поставляет в Италию в основном черные металлы, древесину и кожу (необработанные шкуры). В целом же самым ходовым товаром для стран Евросоюза считаются древесина, стекло, черные металлы.

Чем можем, поможем

- Насколько трудно пробиться на зарубежный рынок? Не говоря даже о конкуренции, какие документы должен подготовить будущий экспортер?

- Тут зависит от стран. Каждый рынок сложен по-своему. Наиболее просто в близких нам странах ЕАЭС. В Европе требуется сертификация ЕС, и сейчас проводится довольно строгая проверка контрагентов в связи с санкциями. В Азии большую роль играет логистика и поиск благонадежного партнера. Из-за дальнего расстояния и таможенных процедур имеют значение и сроки годности продукции.

- Как Центр поддержки экспорта может облегчить эту задачу? Какие инструменты помощи предложите? Сколько стоят ваши услуги?

- ЦПЭ проводит полное консультирование предпринимателей по всем вопросам, связанным с ВЭД, если не хватает наших компетенций – у нас на подряде задействованы лучшие специалисты региона по таможенному оформлению, юриспруденции, бухучету. Оказываются также услуги по переводу на иностранные языки договоров и презентационных материалов. С прошлого года мы также оказываем содействие в сертификации для предпринимателей, выходящих на иностранные рынки, путем заключения тройного договора. Центр может оплатить до половины стоимости сертификата – один раз в календарный год для одного хозяйствующего субъекта. А так все наши услуги абсолютно бесплатны.

Дело за малым

- Сколько времени обычно проходит между первым желанием торговать с заграницей и первым реальным контрактом?

- Зависит от стадии готовности компании. Если это Европа, то до года, так как нужно провести на предприятии дорогостоящую сертификацию. Если СНГ, то от месяца, так как сертификаты взаимно признаются. Если Азия – полгода-год, так как рынок сложный, очень много нюансов и нужно хорошо проработать вопрос благонадежности контрагента.

- Что собой представляют зарубежные контрагенты тверских коммерсантов? Это тоже малый бизнес или есть солидные компании?

- Если мы продаем наукоемкие технологии или услуги инжиниринга, то здесь, как правило, контрагент – крупная компания. Если же это товары повседневного спроса или ширпотреб, партнером выступает средний или мелкий бизнес.

- В какой мере экспорт помогает развитию собственной территории?

- Чем больше в регионе предприятий, ведущих активную внешнеторговую деятельность, тем благоприятнее условия для социально-экономического развития. Финансовое положение компаний-экспортеров в условиях экономического спада более устойчиво, чем у предприятий, ориентированных только на внутренний рынок. Преимущества регионов с внешнеторговой экономикой в том, что они имеют значительную концентрацию инвестиций, а также активное привлечение и внедрение новых технологий.

За последние 6 лет на территории Тверской области реализовано более 60 крупных и значимых инвестиционных проектов с общим заявленным объемом вложенных инвестиций более 65 млрд рублей. В результате создано более 10 тыс. новых рабочих мест. Компании со всего мира, реализовавшие проекты в Тверской области, отмечают, что инвестиционный климат нашего региона соответствует лучшим мировым стандартам. Условия, создаваемые Правительством Тверской области для инвесторов, гарантируют успешную реализацию проектов.

- Подводя итог разговору, каким должен быть первый шаг предпринимателя, стремящегося продвинуть свою продукцию за пределы России?

- Разумеется, позвонить в Центр поддержки экспорта Тверской области по телефону (4822) 79-02-15. Так что дело за малым – малым бизнесом.

СПРАВКА "МК"

Крупнейшими по торговому обороту партнерами региона являются Беларусь (15,4%), Казахстан (2,8%), Украина (2,3%), Узбекистан (1,4%). Из стран дальнего зарубежья - Китай (18,1%), Италия (13,2%), Германия (7,6%), Индия (2,6%), Бразилия (2,3%), Польша (2,1%). В 2017 году к внешнеторговой деятельности присоединились Куба, Кипр, Мали, Монголия, Сенегал, Уганда. Эти страны поставляют на рынок Тверской области овощи и фрукты.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 5 декабря 2018

Заголовок в газете: Сальдо-мортале

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру