На этой неделе были допрошены свидетели и потерпевшие по самому громкому инциденту – пожару на 2-й Социалистической, 15. Именно в ночь с 8 на 9 марта 3 года назад здесь погибли люди.
Согласно данным следствия, подсудимый изначально признался в совершении этого преступления и еще в ряде несуществующих – которые следствием не были доказаны ввиду отсутствия факта самого пожара. А потом вину за пожар на 2-й Социалистической Ковальковский стал отрицать. «Он хотел сжигать дома, а не людей», - говорит его адвокат, Владимир Дунаевский.
Все перечисленное происходило в 2014 - 2015 годах. До 2014 года Ковальковский работал в МЧС, но, после того как не смог пройти переаттестацию - психологическую проверку, - его уволили. И перечисленные поджоги в городе Бологое следователи связывают с чувством мести за "неисполнившуюся мечту".
Специалисты определили у подсудимого патологическое влечение к пиромании, но при этом указали, что он не страдал хроническим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием во время инкриминируемых ему злодеяний.
На прошлой неделе в суде уже дали свои показания свидетели и потерпевшие на пожаре на улице 2-й Социалистической, 15, в котором погибли люди.
Адвокат заявляет, что он не стал бы убивать людей, просто поджигал дома и не причастен к пожару на 2-й Социалистической. В то же время свидетели видели его в ту ночь на месте происшествия.
- Я его видела, - рассказывает одна из пострадавших. - Мы бегали и спрашивали, кто сгорел, кто нет. С толпой пожарных ходили люди в штатском, и этот парень с ними. Я спрашивала пожарных, кого спасли, и только он (Ковальковский. - Ред.) мне сказал тогда: "Вытащили двух детей". Я-то его не узнала, через несколько дней выложили в интернете фотографию – только тогда поняла, кто был передо мной. А ведь парень был спокоен, улыбался.
Ночь с 8 на 9 марта 2015 года, улица 2-я Социалистическая. Пожар начался около 4 утра. Одна из потерпевших рассказывает: проснулась и поняла, что дом горит.
- Услышала треск. Открыла дверь и попыталась выйти в коридор, а там пламя. Тогда я облила водой квартиру и вещи, затем разбудила детей. Помню, как холодно и спокойно, чтобы не наводить панику, сказала: «Ребята, подъем. Мы горим». Они начали разбивать стекла: один - рукой, второй - чем попадется, выбрались на улицу. Просунула в окно им одеяла. Потом вылезла сама, начала помогать другим, но потеряла сознание.
Позже женщину вместе с ребенком госпитализировали. Самого поджигателя, который стоял в стороне и наблюдал, она не видела:
- Да какое там! Мы бегали как ужаленные! Дети в крови, крики, суматоха… Не до этого было.
Один из жителей, выбираясь в спешке, слышал за стеной – в квартире №4 (четверо жильцов которой и погибли) - кашель. Можно предположить, что они еще были живы, через окна спастись не могли – на окнах стояли решетки, а в коридоре бушевало пламя. Еще одна жертва – жительница квартиры №6 – на 2-м этаже.
Напомним, что существует 2 экспертных оценки причин ночного происшествия. По первой версии, причиной возгорания стала неисправная электропроводка или использование электроприборов в квартире №4, согласно версии №2 – которая появилась уже после признания Ковальковского – причиной возгорания послужил поджог тряпок и мусора под центральной лестницей в доме.
Свидетели в своих показаниях отмечают, что горело больше в правой задней части дома (где находится квартира №4), потом огнем охватило коридор и лестницу. Согласно отчетам следователей, огонь начался на лестнице и стал распространяться по ней на второй этаж.
Корреспонденту "МК в Твери" удалось в перерыве пообщаться с Вадимом Ковальковским и узнать, что же, по его версии, происходило в ту трагическую ночь.
- Ты причастен к пожару на Социалистической?
- Нет.
- Почему ты поджигал другие дома?
- В связи с какой-то психической болезнью, наверное.
- Тебе нравилось смотреть, как горят дома?
- Не могу описать свои эмоции. Я искал заброшенные дома, которые нежилые. В которых подолгу не зажигался свет. Я никому не хотел причинить боль, вред или смерть.
- Где ты был в тот день, когда произошел пожар на Социалистической?
- У меня в тот день был другой поджог.
- Где ты поджигал?
- В том же районе, в Заозёрном. Роддом на улице Красная Горка. Поджёг окно пластиковое в подвале. Около 4.05 утра отошёл от роддома. Шёл по улице и видел дым.
- Что произошло потом?
В 4.20 я подошёл к пересечению 2-й Социалистической и Красногорской.
- Что ты видел?
- Здание (дом №15 по 2-й Социалистической - ред.) полностью охвачено было пламенем. И были пожарные машины.
- Сколько ты там пробыл?
- Минуты 2 постоял и ушел домой, спать.
- Как ты умудрился проникнуть в закрытую лабораторию Бологовского техникума?
- Я не был внутри. Больше ничего не помню.
Уже на суде про поджог детского сала "Колокольчик", Ковальковский признался, что хотел "посмотреть на огонь, но огня было мало", и он быстро ушёл.
Ковальковский рассказал нашему корреспонденту, почему он пошел в пожарные, и как складывалась его судьба после переезда в Тверскую область из Казахстана.
- Когда было 5 лет мне, семья переехала сначала в Кашинский, а потом и в Бологовский район. В пожарную часть я пошел – потому что место было свободное, и давали военный билет. Отец мой был помощником машиниста, затем стал машинистом, мама – продавцом в магазине.
- Как менялось твое отношение к службе за годы работы?
- Я и года там не отработал. Получил на пожаре травму. Помню – мы с напарником поехали на вызов, когда тушили – обрушилась стена дома, и нас завалило бревнами и кирпичами. Я заработал травму спины – компрессионный перелом двух позвонков – 11-го и 12-го, и травму головы. То же самое и напарник. 3 месяца лежал в больнице, не вставая, а потом столько же проходил лечение дома.
- Вернулся на работу, не на полную силу – больше помогал оператору. И в этом время все и началось. Стал поджигать. Помню – однажды зашел в заброшенный двор, и совершил первый поджог. Не знаю, с чем это связано. Сначала мне нравилось тушить, а потом поджигать.
Напомним, что так называемый «бологовский поджигатель» Вадим Ковальковский был задержан 22 марта 2015 года на своем последнем поджоге – машине «Форд». Сейчас его обвиняют в 6 инцидентах и убийстве 5 человек. Адвокат считает, что он не стал бы убивать людей, просто поджигал дома – и не причастен к пожару на 2-й Социалистической. Об этом при даче показаний в суде говорил и сам Ковальковский. В то же время свидетели видели его в ту ночь на месте охваченного пламенем дома, и он единственный, кто смог сказать свидетельнице в ту ночь – погибли ли дети.
При этом, Ковальковский отказался от своих первых показаний в ходе следствия, пояснив, что на него оказывали давление. Тогда он признался в поджоге дома на 2-й Социалистической. Когда 30 ноября в суде прокурор зачитывала эти показания, Ковальковский был возмущён, после чего от данных ранее показаний отказался.
"МК в Твери" следит за развитием этого громкого дела.