"Видики", "выпивохи" и "весёлая Ниночка": архив тверских судов времён перестройки

"Видики", "выпивохи" и "весёлая Ниночка": архив тверских судов времён перестройки
фото: fotostrana.ru

Мы продолжаем рассказывать о преступлениях времен СССР. В эту подборку, подготовленную по делам, которые хранятся в архиве Тверского областного суда, вошли преступления, мотивы и обстоятельства которых необходимо объяснять молодым читателям «МК в Твери».

Чисто советское покушение

В середине 80-х в Калинине (который еще не вернул себе название Тверь) существовали десятки видеосалонов. Каждый желающий мог прийти в такое заведение, заплатить, допустим, три рубля (не пустяк в те годы) и посмотреть боевик либо ужастик, «Звездные войны», карате с Брюсом Ли или – по заявкам зрителей – что-то позабористей. Разумеется, большинство этих заведений существовало нелегально, но мода на «видеоквартирники» процветала. Собственных видеомагнитофонов отечественная промышленность еще не выпускала, и хороший «видик» (японский прежде всего) стоил весьма недешево. Поэтому многие владельцы ценной аппаратуры тут же принимались делать маленький бизнес, устраивая у себя в квартирах импровизированные видеосалоны. "Подпольщикам" была объявлена непримиримая борьба. Но запретный плод, как известно, сладок, и обладание видеомагнитофоном превратилось в заветную мечту тысяч подростков.

Таким был и Аркадий Шеломов (фамилии и имена всех действующих лиц изменены), который зимой 1986 года познакомился с Виктором Сурайкиным, работавшим в трамвайно-троллейбусном управлении. А профком этого предприятия как раз решил повысить культурный уровень своих работников и приобрел импортный видеомагнитофон Panasonic за 1800 рублей – в те времена на эти деньги можно было купить подержанный автомобиль! Шеломов учился в школе, в десятом классе, но каждый день после уроков приходил в трамвайно-троллейбусное управление, где помогал Сурайкину, выполнял разные мелкие поручения. Шеломов звал старшего товарища дядей Витей, а Сурайкин даже доверял ему ключи от красного уголка, где хранилась импортная техника.

фото: m.vn.ru

У Шеломова созрел замысел убить Сурайкина и похитить видеомагнитофон. Но для этого было нужно, чтобы Сурайкин принес заветную аппаратуру домой, потому что убивать его на рабочем месте школьник не решился – на суде объяснил, что там слишком людно. Он пришел к Сурайкину и рассказал, что его знакомые привезли из Москвы видеокассету с новым фильмом, и он, Шеломов, предлагает Сурайкину взять «видик» на один вечер домой, потому что кассету дали на один день. Так и сделали: вечером Сурайкин сложил видеомагнитофон в сумку и принес его домой. Шеломов, зная об этом, поджидал его в подъезде. Но злодейства не получилось: когда Шеломов подкрался и ударил Сурайкина в бок отверткой, тот обернулся и удивленно спросил: «Аркаша, ты чего?». Аркаша тем временем выхватил из другого кармана стамеску (пришел во всеоружии, как видите), но тут Сурайкин скрутил его и вызвал наряд.

Потом был суд, Сурайкин выступал на нем в качестве потерпевшего и не мог простить своему молодому приятелю, что тот решил убить его из-за видеомагнитофона. Шеломову дали пять лет. А еще через несколько лет советская власть закончилась, и «видиками» теперь были завалены все магазины бытовой электротехники.

Жалко выпивох

Это дело слушалось в суде в 1988 году, а сама история началась еще летом 1986 года, когда в Вышневолоцкий медвытрезвитель приняли на работу новую сотрудницу Ирину Айрапетову. В ее должностные обязанности входил прием денег от посетителей учреждения. Сейчас уже надо объяснять, что в медицинские вытрезвители доставляли особенно пьяных граждан, где им оказывали услуги по вытрезвлению – помещали под ледяной душ, ставили капельницы и предоставляли койку для ночлега. А наутро выписывали счет за услуги – и счет чаще всего оказывался весьма солидным. Медвытрезвители входили в систему МВД, работали там милиционеры.

В 1985 году в стране началась борьба с алкоголизмом, и боролись с «зеленым змием» разными методами. В том числе чиновники МВД решили повысить «тарифы» на услуги медвытрезвителей: если раньше ночь в этом учреждении обходилась несчастному пьянице в 70 рублей, теперь стало 140. Однако Ирина Айрапетова, предприимчивая сотрудница вышневолоцкого вытрезвителя, придумала, как заработать на посетителях. Она предлагала оформить счет по старому тарифу, а ей на руки заплатить небольшую сумму. Практически все соглашались, потому что 140 рублей за ночь в вытрезвителе были весьма чувствительной суммой. После чего Ирина оформляла документы, а разницу присваивала.

фото: ok.ru

Самое интересное, что за два года ни одному из ее руководителей в погонах даже в голову не пришло, что на местных алкоголиках можно наживаться таким простым способом! Но когда Айрапетову поймали с поличным и поместили под стражу, скандал вышел немалый. Сыщики перелистали все квитанции, которые Айрапетова оформила за два года работы в вытрезвителе, и ахнули: молодая женщина умудрилась похитить 12 тысяч рублей! Для Вышнего Волочка конца 80-х годов прошлого века это была фантастическая сумма.

Однако на суде Айрапетова объяснила, что на самом деле ей было просто жаль несчастных выпивох, которым посещение вытрезвителя могло стоить месячной зарплаты. И пообещала возместить все похищенные средства. Суд приговорил ее к пяти годам лишения свободы с отсрочкой приговора, и деньги она, видимо, вернула. А спустя совсем небольшой срок медвытрезвители во всей стране упразднили, поскольку считалось, что вытрезвление человека против воли нарушает его права!

Веселая Ниночка

На заводе «Электротехника» в Ржеве работало около двух тысяч человек, поэтому, когда в 1989 году под суд отдали бухгалтера Никулину и кассира Шайдуллину, об этом судачил весь город. Всех поразило, что арестовали Ниночку Шайдуллину, всеобщую любимицу и настоящую «звезду» предприятия. И только когда выяснилось, что именно она изобрела простую и эффективную схему хищения денег у предприятия, многие лишь головами крутили: ну, надо же, что придумала.

Схема оказалась довольно простой. В те времена не существовало еще банковских карточек, на которые зачисляется зарплата, все деньги выдавались наличными на руки. И если какая-нибудь бригада работала на дальнем объекте, туда отправлялся специальный «общественный кассир». Нина Шайдуллина как раз и была таким кассиром, ее знал каждый работник завода.

По существовавшим тогда правилам, если человек не получил по какой-то причине свою зарплату или аванс (заболел или находился в командировке), на него оформлялась специальная депонентская карточка, в которой указывалась сумма долга предприятия перед работником. Эти средства передавались в бухгалтерию, куда мог прийти «неозарплаченный» работник и получить причитающиеся ему деньги. И что же придумала веселая «общественная кассирша» Ниночка? Она договорилась со своей подругой Никулиной, работавшей в бухгалтерии. Та выдавала ей регулярно табельные номера работников, недавно уволившихся с завода. А Ниночка на этих людей оформляла депонентские карточки – мол, зарплату им не выдали, пусть получают в бухгалтерии. А уже в бухгалтерии подруги делили «навар». К тому же Никулина следила, чтобы все финансовые документы были оформлены как положено.

фото: astori-18.livejournal.com

До поры до времени никто и заподозрить не мог, что бойкая и веселая Ниночка, «общественный кассир», на самом деле на каждом выезде на дальний объект «наваривает» по 100 - 200 рублей. Ниночку Шайдуллину все любили за легкий нрав, за веселый характер. Когда она появлялась на объекте с зарплатой, рабочие говорили ей комплименты, она в ответ строила глазки, смеялась, шутила. В такой обстановке мало кто будет внимательно вглядываться в зарплатную ведомость…

Аппетит, как известно, приходит во время еды, и постепенно Шайдуллина стала оформлять все больше депонентских карточек с каждого выезда. Как-то обратили внимание, что, получая зарплату на 20 человек, она отправилась на объект, где работали всего четверо рабочих, а остальные («мертвые души», давно уволившиеся с завода) получили «депонированную» зарплату. После этого на завод прибыла следственная бригада, и началось долгое, кропотливое, скрупулезное следствие. На очные ставки вызывали людей, недавно уволившихся с завода. Все они показали, что никаких денег после увольнения не получали. Сличили все зарплатные ведомости со списком уволившихся работников, посчитали общую сумму похищенного – и выяснилось, что всеобщая любимица Ниночка и ее подруга «обчистили» родной завод на 25 тысяч рублей!

Обе изобретательные женщины получили по пять лет.

А должности «общественного кассира» на предприятиях больше не существует. И вообще кассиры мало где остались. Все получают свою зарплату на карточку. Так что сегодня такой трюк уже не прошел бы у злоумышленников.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 13 февраля 2019

Заголовок в газете: В стиле ретро, или Молодым не понять-2

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру