Тверские чиновники рассказали, почему "санкционку" нельзя раздавать

Тверские чиновники рассказали, почему "санкционку" нельзя раздавать
Россельхознадзор выложил фото уничтожения продуктов

Уже пятый год в России действуют контрсанкции – ответные меры, которые принимает наша страна в ответ на экономическое давление Запада.Тема взаимных торговых ограничений слишком широка, чтобы разобраться в ней в рамках одной публикации. Здесь мы рассмотрим только аспект, который близок и понятен каждому – уничтожение попадающих под санкции продуктов питания.

На данный момент сельскохозяйственную продукцию нельзя ввозить в Россию из ряда стран – это США, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Норвегия, Украина, Албания, Черногория, Исландия и Лихтенштейн. Однако всегда находятся нарушители, желающие заработать на «санкционке». Задача не допускать такие продукты к реализации в России в течение всех этих лет стоит перед специалистами органов Росельхознадзора и других ведомств, в том числе правоохранительных.

«С начала 2019 года в Тверской области в целях недопущения поступления на российский рынок продукции, запрещенной к ввозу, проведено около сотни контрольно-надзорных мероприятий, в том числе совместно с Тверской таможней и правоохранительными органами, на федеральной трассе М-9 «Балтия», а также внутренних рынках региона», - сообщили "МК в Твери" в региональном управлении Россельхознадзора.

В ходе проверок обнаружено почти 20 тонн яблок без сопроводительных документов и 13 килограммов продукции животного происхождения – в основном это масло. Все эти продукты были уничтожены.

Свои-чужие

- Растительную санкционную продукцию обычно уничтожают на полигонах твердых бытовых отходов механическим способом, продукцию животного происхождения сжигают. Передать ее на реализацию нельзя: она обезличена, на ней нет маркировки, и неизвестно, откуда она попала в нашу страну. Поэтому невозможно подтвердить, что она безопасна для потребителей, - пояснила "МК в Твери" начальник отдела фитосанитарного надзора регионального управления Россельхознадзора Марина Решетникова.

Как же тогда попадают на прилавок местные яблоки?

Есть чёткая схема, по которой можно подтвердить их безопасность. Сначала фермеру нужно взять в администрации сельского поселения справку, что у него есть участок, и он вырастил там, например, яблоки. С этой справкой и образцами продукции фермер идёт в центр по сертификации, коих у нас в регионе несколько. Оттуда продукция едет в аккредитованную лабораторию, которая проводит исследования на нитраты, пестициды другую опасную химию, которую могут содержать яблоки. Если всё в порядке, фермеру дают документ, который называется "декларация соответствия", и с ней уже можно идти в торговые сети, предлагать свою продукцию.

Казалось бы, почему не пропустить конфискованную "санкционку" этим маршрутом, финалом которого станут прилавки магазинов? 

У яблок нет ни единого шанса Фото: Россельхознадзор по Тверской области

Дело в том, что доказать безопасность продукции, нелегально ввезенной в Россию, по такой схеме нельзя, поэтому на прилавках она законно появиться не может. Во-первых, российское законодательство не предусматривает процедуры дополнительного исследования "санкционной" продукции, а во-вторых, такие исследования неоправданно затратны. Марина Решетникова пояснила, почему:

- Мы не знаем страну, откуда прибыла к нам нелегальная продукция – например, те же яблоки. А поскольку в разных странах яблоки выращивают в совершенно разных условиях, применяя совершенно разные удобрения, то не ясно, какие опасные вещества они могут содержать. Одних пестицидов существует 350 наименований, и проверить нелегально ввезенные в Россию яблоки на все из них просто нереально», - рассказала она.

Во сколько же обходится уничтожение "санкционки"? Это зависит от количества продукции и от способа ее уничтожения. Например, как выяснил «МК в Твери», час аренды тяжёлого бульдозера Cat D6 стоит 3000 рублей, минимальное время заказа – от двух часов.

 

Африканские яблоки

Фуры с санкционной продукцией задерживают чаще всего на территориях, граничащих с Белоруссией. Граница между нашими государствами открытая, поэтому досматривают не всех. Методы провоза контрабанды постоянно совершенствуются. Так, если в 2016 году "санкционку" ввозили, прикрыв яблоки мешками с легальной продукцией – например, той же картошкой, то теперь для провоза запрещенных товаров все чаще вместо огромных фур используют маленькие грузовички, которым легче пересечь границу без досмотра. Однако нарушителям не стоит обольщаться – о большинстве их трюков контролирующие органы прекрасно осведомлены.

Перечень продуктов и стран, попадающих под санкции сейчас, будет действовать до 31 декабря 2019 года. В следующем году он может измениться. Например, турецкие помидоры, которые ранее были запрещены к ввозу в Россию, теперь вполне благополучно вернулись на прилавки нашей страны.

Правда, теперь под видом турецких овощей и фруктов в Россию стали провозить «санкционку» из других стран. На контейнерах можно обнаружить маркировку самых разных государств, от хорошо известных Белоруссии и Турции, до экзотических африканских стран. Яблоки из Африки, конечно, вызывают подозрения, начинаются пристальные проверки, в результате которых нередко и всплывает та самая "санкционка". Яблоки оказываются, например, польскими, а чаще выяснить страну происхождения просто не удаётся. Тогда заказывают бульдозер, и яблоки превращаются в повидло.

Таким образом, попасть на стол к нуждающимся, о чем так яростно пишут комментаторы в соцсетях, эти продукты никак не могут. Они вне правового поля, и их не существует. Не говоря уже о том, что пищевая продукция без документов опасна для жизни. 

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру