СИЗО, страшное письмо и апелляция: Зобенков рассказал, как прожил полтора года, и с чем столкнулся после освобождения

СИЗО, страшное письмо и апелляция: Зобенков рассказал, как прожил полтора года, и с чем столкнулся после освобождения

Еще 20 сентября Тверской областной суд вынес приговор Александру Зобенкову, ранее обвиняемому в убийстве трех человек по пункту «а» части 2 статьи 105 УК РФ. Александра освободили в зале судебного заседания в связи с отсутствием состава преступления, признали невиновным и отменили меру пресечения в виде содержания под стражей.

За Зобенкова переживали в этом процессе почти все жители Тверской области. Статистика показывает, что в 2020 году доля оправдательных приговоров по всей России составила всего 0,34%. Как итог, новость о его освобождении произвела фурор. В тот день Александр покинул зал суда свободным человеком и вместе с женой вернулся домой.

На сторону Александра встал митрополит Волоколамский Иларион. В эфире программы «Церковь и Мир», которая вышла 30 октября, священнослужитель отметил, что в той ситуации, в которой оказался Зобенков, действия мужчины нельзя квалифицировать как убийство, ведь он защищал жену и ребенка, а в его дом вломились посторонние люди.

Однако вернуться к нормальной жизни даже через месяц после освобождения Александру не дают. В середине октября семье пришло жуткое письмо, в котором неизвестный проклинал Александра, его жену Марину и маленькую дочь. Отправитель пожелал всевозможных кар и несчастий, а также смерти. Семья тут же обратилась в правоохранительные органы и запросила экспертизу по почерку, чтобы найти отправителя. Как рассказала Марина, у нее есть предположение, кто является автором этого «цыганского проклятья», но от обвинений воздержалась. Единственное, на чем твердо настояла женщина: если экспертиза установит, что письмо отправила хозяйка коз, то никаких дальнейших разбирательств не будет.

Фото: Калининский район Тверской области

Сейчас жизнь семьи потихоньку налаживается, но мы все-таки попросили Александра Зобенкова рассказать, как он прожил последние 1,5 года, а также вспомнить день, разделивший его жизнь на до и после.

Тот страшный день

2 мая 2020 года Александр Зобенков отмечал с семьей и друзьями день рождения жены в доме в селе Михайловское Калининского района Тверской области. В гостях был и Михаил Васильев, который взял с собой собаку. Этот день омрачил лишь конфликт с соседкой Светланой Федяевой, чьих коз облаяла собака Васильева, но беды ничего не предвещало. Однако вечером к нему на участок ворвались трое мужчин, среди которых был сын соседки Василий Петров. По итогу событий, Александр несколько раз ударил непрошенных гостей ножом. Мужчины скончались на месте.

Сам Александр с тяжелым вздохом вспоминает тот день, ставший самым страшным в его жизни – события, которые случились тогда в Михайловском, навсегда изменили жизни этих людей. Он оказался в ситуации, когда на его семью было совершено нападение, и думал, что их всех могут убить.

- Я занес ребенка в дом, буквально забросил дочь на террасу, а через мгновение уже увидел жену с ребенком на руках. Я даже не мог понять, как вышло, что я только убрал дочь в безопасное место, а она уже во дворе с матерью. Я был настолько испуган, что события смешались и картинка не складывалась. Лишь потом выяснилось, что на террасу я отвел ребенка Васильева. Девочка спряталась за креслом, где пересидела весь этот кошмар, - вспоминает мужчина, а голос его дрожит от переживаний.

Дальше Александр увидел жену и дочь, на которую кто-то замахивается палкой, а на земле лежал с окровавленной головой Михаил Васильев. Зобенков посчитал, что его друг уже мертв, а он остался один против четырех физически крепких агрессивных мужчин, вооруженных палками. Досталось и жене Александра Марине, которую отшвырнули в сторону, из-за чего она ударилась рукой об забор, и спутнице Михаила Васильева, которую дважды ударили по колену палкой. Хотя позже экспертиза не сочла полученные травмы серьезными.

Еще в тот момент Александр заподозрил, что нападавшие пьяны. Позже, по его словам, экспертиза подтвердила, что зачинщик нападения Василий Петров находился в сильном опьянении, а его друг был чуть трезвее. Но это стал известно лишь потом, а в разгар событий Александр не знал, по кому будет нанесен следующий удар: по его супруге или уже лежащему у ее ног другу. Произошедшее ранее показало ему, что незваным гостям все равно, кого избивать: женщин или мужчин.

Напомним, что события, которые вспомнил Александр, заняли всего две минуты. После конфликта мужчина сам вызвал бригаду скорой помощи и полицию. Его проверили на наличие в крови алкоголя и наркотиков почти сразу, однако Александр оказался абсолютно трезвым. Дальше начались поездки на допросы в следственный комитет, изолятор и, наконец, в суд, где назначили меру пресечения. Следующие без малого полтора года он провел в следственном изоляторе под стражей.

Сейчас, по прошествии времени, Александр отмечает, что вся ситуация, которая окончилась трагедией, произошла на пустом месте, вероятно, из-за обмана. Зобенков подчеркнул, что, как сын, понимает Петрова:

- Любой сын, если бы ему позвонила мама и сказала, что ее обижают, травят на нее собак, поехал бы за нее заступиться. Но того, как повел себя Петров потом, я понять не могу.

Реальности заключения

Если бы судья не вынес Александру оправдательный приговор, то в октябре 2021 года исполнилось бы ровно полтора года с момента заключения Зобенкова под стражу. Корреспондент «МК в Твери» попросил мужчину рассказать, как для него проходили дни заключения.

Когда мужчина только попал в СИЗО, он не особо понимал, где находится, не осознавал действительность. Сам Александр вспоминает, что долгое время был уверен, что это сон, и все вот-вот закончится. Но все это повторялось изо дня в день. Когда он пришел в себя, то осознал, что обвиняется в убийстве трех человек и ему грозит от 8 до 25 лет или пожизненное лишение свободы.

- Осознавая все это, испытываешь стресс. Чтобы справиться с такой моральной и эмоциональной нагрузкой, конечно, нужно чем-то себя занять. Я нашел для себя способ в виде занятия спортом: приседал, отжимался. Хорошо спасали книги. Находясь в СИЗО, прочитал огромное количество художественной литературы и классики, - рассказал мужчина.

За полтора года, помимо художественной литературы, Александру пришлось познакомиться с уголовно процессуальным кодексом и книгами по юриспруденции. Сейчас он заметил, что это было своего рода самообразованием, и только пошло на пользу.

Пребывая под стражей, Александр выяснил для себя, что хорошие люди есть везде. Даже в изоляторе отношение сотрудников было более чем адекватное: все относились с пониманием к ситуации, в которой мужчина оказался. Зобенков отметил, что всегда представлял себе тюрьму иначе.

По его словам, он представлял себе изолятор таким, как его показывают в фильмах: грязные блоки с обшарпанными стенами, с суровыми сотрудниками. Наверное, так это место видит любой человек, которому посчастливилось не побывать внутри. Однако реальность оказалась другой.

- В камерах, где я находился, проведен ремонт, все находится в хорошем виде. Конечно, ты ограничен, но все же это далеко не картинка из кино. Отдельно я хочу сказать о питании в изоляторе. Когда-то я служил в армии и, попав в тюрьму, увидел, что еда не особо отличается. Заключенных довольно сносно кормят. Созданы нормальные условия для проживания и содержания под стражей, - заметил Александр.

Две стороны одной реальности

Ранее, рассказывая о событиях того дня и передавая читателям информацию из зала суда, «МК в Твери» не раз отмечал, что семья Александра Зобенкова верила в его невиновность и ждала его возвращения домой. А был ли уверен в благополучном исходе сам Александр?

Как отметил мужчина, на протяжении слушаний он верил в справедливость и правосудие, не терял надежды на хороший исход. Однако он сознавал, что приговор может оказаться и суров.

- И все же, несмотря ни на что, для себя я знал: все, что произошло 2 мая, я сделал, защищая свою семью. Все то время, что шли суды, я благодарил Бога, что мой ребенок жив и с супругой все хорошо, - подчеркнул Александр.

Также Зобенков отметил, что в его глазах, все те, кто был в тот момент расправы у него дома, находились в опасности. Сейчас уже известная реальность – это то, что произошло в действительности. но Александр уверен, что не прибегни он к обороне, «карта» легла бы другой стороной, а на месте убитых оказался бы он и его близкие.

Александр признался, что в момент, когда судья огласил приговор, он не сразу понял, что произошло. Когда его освобождали из-под стражи, он замер и не мог до конца осознать происходящее.

А тем временем в зале ожидания мужчину ждали родные, которых не пустили в зал из-за пандемии. И вот, после стольких месяцев разлуки, Александра привели к ним. Свободного.

- Все расплакались. Просто не верили в происходящее. Мы были то ли рады, то ли в каком-то шоке. Мне тяжело выразить эти эмоции, потому что они немного двоякие. С одной стороны, осознаешь, что в результате твоих действий люди лишились жизней, дети остались сиротами, родители пережили своих детей. Для человека, наверное, нет страшнее вещи. С другой стороны, для меня самого это также трагедия, с этим надо как-то жить всю оставшуюся жизнь, понимать всю сложность ситуации. Этот крест нести и мне, и моей семье, - поделился переживаниями Александр.

«Больше всего хотел увидеть дочь»

Первый шок миновал. Александр и его близкие, встретившие мужчину в зале ожидания, вышли из суда. Теперь, больше всего за эти тяжелые полтора года Александр Зобенков хотел увидеть свою дочь.

- Когда я понимал, что встреча с дочкой - это вопрос времени пути от суда до дома, то хотел сделать сюрприз. Однако так получилось, что ребенок услышал телефонный звонок и знал, что я сейчас приеду, - рассказал Александр.

О самой встрече он поведал с теплотой в голосе, с которой отец может говорить о дочери, по которой соскучился. Когда девочка увидела Александра, она не хотела его отпускать. Она налетела на отца и начала его обнимать. Все это время девочка считала, что папа находится в командировке. От отца, который переступил порог дома через полтора года, она не отходила ни на шаг.

К моменту нашего разговора с Александром он провел дома почти неделю, почти все это время общаясь и играя с ребенком.

- Я вижу, что у нее травма. Она боится, что я снова куда-то уйду. Дочь не виделась со мной длительное время, и теперь не хочет выпускать меня из поля зрения. Хочет находиться рядом постоянно, - пояснил Александр.

Он также заметил, что во время его нахождения в изоляторе семья была всем, чего больше всего не хватало. Зобенков постоянно думал о том, как без него справляется жена Марина и как у семьи устроен быт.

- Это, наверное, было самым тяжелым за все время в СИЗО – невозможность увидеть семью. Других потребностей у меня, можно сказать, и не было. Больше всего переживал, как без меня растет дочь, там более такая маленькая, - поделился мужчина.

«Нигде нет врагов»

В жизни каждого человека есть момент, который хотелось бы повернуть вспять. Может быть что-то немного изменить, может быть, не дать чему-то случиться. Что касается того дня, закончившегося кровавыми событиями, Александр винит себя за то, что никто всерьез не отнесся к угрозам Федяевой позвать сына в Михайловское.

- У меня нигде нет врагов. Тем более там, где я живу. Если бы я знал, что кто-то едет с преступными намерениями, хочет напасть на меня и мою семью, я бы избежал этой ситуации. Ничего этого бы не произошло, все были бы живы и здоровы, - подчеркнул мужчина.

Сейчас Александр находится дома, где все произошло, где все соседи знают о кровавой ночи. Однако мужчине повезло со знакомыми, с соседями, с людьми вокруг. Уже у ворот после новости об освобождении его встретила толпа. Все обнимали, не верили в происходящее. До сих пор все, кого Зобенков встречает на улице, принимают его очень тепло.

А между тем, Светлана Федяева, вызвавшая сына из Московской области в ту ночь, живет там же. Сейчас Александр и его семья стараются не пересекаться с женщиной. На вопрос о том, не хотел бы Александр получить компенсацию за все обвинения и заключение в изоляторе, мужчина ответил, что от самой Федяевой ему ничего не нужно. На компенсацию от согласится только, если она будет исходить от государства.

Второе юридическое

А пока у Александра другие планы. Он хочет вернуться на работу, воспитывать ребенка и жить жизнью, которая была раньше, до тех трагических событий.

- После проведенного в СИЗО времени у меня появилась мечта, которую я хочу претворить в реальность и приложу для этого силы. Хочу поступить учиться заочно и получить юридическое образование, а в дальнейшем попробовать себя в качестве юриста. Пока это мечта, но я надеюсь, что рано или поздно она осуществится, - поделился Александр.

Возможно, через несколько лет Александр сможет сам в качестве юриста помочь людям, попавшим в непростую жизненную ситуацию, столкнувшимся с несправедливыми обвинениями или оказавшимся в каком-то другом затруднительном положении. Пока же он вернулся на свое прежнее место работы, где его очень ждали. К своим прежним обязанностям он смог приступить уже через неделю после освобождения.

Также Зобенков поблагодарил жителей села Михайловское и Тверской области, которых ситуация не оставила равнодушными:

- Я хотел бы сказать огромное спасибо за ту теплоту и ту поддержку, которую они оказывали мне, моей семье все это время. Также хотел бы поблагодарить Галину Иванцову, своего адвоката. Она защищала меня все это время, а порой была как вторая мать: не давала опустить руки, вселяла веру, что справедливость и правосудие существуют, и все будет хорошо.

А конце диалога Александр поблагодарил и судью, отметив профессионализм и внимание, с которым он отнесся к сложному и неоднозначному делу.

***

Несколько слов со своей стороны о времени, проведенном Александром в СИЗО, сказала и его жена Марина. Для женщины первые несколько месяцев после трагедии оказались самыми тяжелыми. Она не знала, как жить дальше, куда идти, у кого просить помощи. Пережить сложное время помогла дочь. Именно она дала женщине сил не падать духом. Поддержал и коллектив на работе, а также родители.

- Дочь постоянно была на больничных: три дня в детском саду, а потом заболела и несколько месяцев дома. Я осталась одной кормилицей, а лечение сейчас дорогое. При этом не покидал стресс, я не знала, где мой муж, не могла даже передать ему что-то. Было тяжело: работа, прокуратура, следственный комитет, допросы, - вспоминает Марина.

Адвокат, который помог Марине вернуть мужа домой, действительно оказался «подарком судьбы». Супруга Александра встретила в СИЗО женщину, которая приехала к сыну, она и дала номер телефона Галины Иванцовой. Марина сумела быстро встретиться с адвокатом, сыгравшим значительную роль в суде, добившись оправдания Александра.

А вот со Светланой Федяевой матерью погибшего Василия Петрова, выступавшей в суде в качестве потерпевшей, Марина поговорить не пыталась:

- В этой ситуации пострадала моя семья, ни о каком примирении не шло и речи. Может быть, это звучит эгоистично, но я не могу попросить прощения у человека, перевернувшего мою жизнь с ног на голову.

В день, когда Марина увидела Александра в зале ожидания, свободного и оправданного судом, она не могла поверить. Женщина вспоминает, как ее трясло, как обнимала мужа, как плакала от счастья.

К сожалению, вернуться к прежней жизни сразу не удалось. Марина отметила, что хочется забыть все, как страшный сон. И вроде бы, просыпаясь утром, все вокруг как раньше, будто и не было этих 1,5 лет разлуки. Но женщина понимает, что впереди апелляция, так как Светлана Федяева изменила решение и решила оспорить приговор. Отдельно родители беспокоятся и за дочь. Пока они не планируют рассказывать ребенку о произошедшем. Если в будущем сложится ситуация, при которой ребенку кто-то скажет о случившемся с Александром, тогда родители с ней и поговорят. Однако Марина поделилась, что боится того, как эта история в целом может отразиться на дочери и ее будущем.

В конце корреспондент «МК в Твери» поинтересовался у Александра с Мариной, не хотели бы они переехать в другое место, не оставаясь жить там, где произошла трагедия. Однако Марина пояснила, что такой вариант не рассматривался. Отчасти, потому что это материально затратный вопрос, а отчасти, потому что дом действительно любим семьей и покидать его просто не хочется.

Марина также поблагодарила людей, с которыми даже не была никогда знакома, но сумевших найти для нее слова поддержи. Ей писали на протяжении всей истории, убеждали, что все будет хорошо.

Напомним, что 24 сентября Светлана Федяева вместе со своим адвокатом обжаловала приговор. В дальнейшем защитник женщины планирует подать жалобу и на мотивировку Тверского областного суда. Однако это не напугало адвоката Александра Зобенкова. Женщина готова второй раз отстоять невиновность мужчины. На этот раз в суде высшей инстанции. Вероятно, заседание пройдет в Верховном суде в Москве, но дата слушания до сих пор не назначена.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру