«Предоставьте мне право на необходимую оборону»: Зобенков выступил с последним словом в тверском суде

«Предоставьте мне право на необходимую оборону»: Зобенков выступил с последним словом в тверском суде
Фото: Валерия Вилкова

16 сентября в Тверском областном суде Александр Зобенков, обвиняемый в убийстве трех человек, совершенном в селе Михайловском Калининского района Тверской области, выступил с последним словом. В зале суда побывал корреспондент «МК в Твери».

Напомним, что страшные события, уместившиеся буквально в две минуты, развернулись во время празднования дня рождения супруги Александра Зобенкова. 2 мая 2020 года семья с друзьями и детьми отдыхала во дворе своего дома, чуть позже к ним присоединился сосед Михаил, прихвативший с собой небольшую собаку. Именно эта собака и козы другой жительницы поселения и послужили завязкой событий, разыгравшихся позже в тот же день. Еще днем хозяйка стада коз приходила ругаться к хозяину собаки, а причина такая - животное облаяло скот. После второго визита женщина позвонила среднему сыну, и уже он поссорился с владельцем собаки по телефону. Казалось, что конфликт был исчерпан, но около девяти часов вечера к задней калитке участка Зобенкова подъехала машина, и на территорию дома вошли четыре мужчины. История завершилась конфликтом и несколькими ударами ножа, которые Александр нанес незваным гостям. В результате трое из них погибли на месте происшествия от полученных ран, четвертый скрылся. Подробнее о событиях того дня рассказывали свидетели

Фото: СУ СК

Александра Зобенкова судят по пункту "а" части 2 статьи 105 УК РФ (убийство двух или более лиц) . На сегодняшний день судебные разбирательства подходят к концу, но перед тем, как Зобенков выступил с последним словом, шанс сказать еще пару слов выпал каждому участнику процесса.

Первым выступил прокурор, который отметил, что переквалифицировать дело Александра и рассматривать его как превышение самообороны невозможно. Дело в том, что повреждений у жены и ребенка Зобенкова, которые являлись бы последствием развернувшихся на участке событий, следствие не нашло. Кроме того, приехавшие из Московской области в Калининский район мужчины, по данным следствия, кроме черенка от лопаты, не имели никакого оружия. Последним аргументом, приведенным прокурором, стал нож, которым в тот день орудовал Александр.

- В день происшествия подсудимый целенаправленно пошел к шатру, взял нож и начал наносить удары. Применённый предмет, сила, с которой наносились удары, и количество ударов свидетельствуют именно о желании убить. На территории был найден нож, рукоятка которого отломилась от лезвия. Фактически действия Зобенкова были прекращены только из-за поломки ножа, - подчеркнул обвинитель.

Ранее прокурор запросил для Александра Зобенкова 18 лет колонии, а также попросил выплатить матери убитого Василия Петрова миллион рублей в качестве компенсации морального вреда. Другие пострадавшие и их родственники претензий не заявили. Сам Александр в зале суда отметил, что отсутствие претензий свидетельствует о понимании близкими погибших вины их родственников в сложившейся ситуации.

Фото: Валерия Вилкова

Чувствуется, что от тянущегося уже полтора года разбирательства, устали все участники процесса. Мать погибшего Василия Петрова, хозяйка коз, в начале своей речи пояснила, что из-за постоянного стресса и нападок женщина плохо себя чувствует, и врачи посоветовали ей принимать успокоительные.

По ее словам, нападки со стороны людей и журналистов, создавших Зобенкову "образ благородного отца семейства", не прекращаются все время, что шли следствие и суд. А тем временем истерзанная душа матери, похоронившей больше года назад сына, не может найти покоя. Женщина считает, что своими действиями Александр не только лишил ее ребенка, но и отобрал защиту и радость общаться с отцом у шестерых маленьких людей.

- Только тот, кто рос без отца, может это понять, - подчеркнула она. – Кроме того, он убил не только трех человек, но и их не родившихся из-за оборвавшихся жизней детей, и их родителей. Вонзая нож в их тела, он вонзал нож в сердца их близких, - убеждена пенсионерка.

Женщина не верит, что Александр не отдавал отчет своим действиям. По ее словам, он удерживал безоружных людей, не давая им увернуться от ударов. Однако, несмотря на это, она полностью полагается на суд и сообщила, что примет любое решение.

- В конце концов, Бог ему и совесть, и судья, и прокурор, - закончила мать погибшего свое обращение к суду.

Также женщина вспомнила, что на прошлом заседании Александр Зобенков спросил ее: «Теперь вы довольны? Вы этого хотели?». Вопрос был риторическим, но она ответила на него.

- Я онемела от цинизма этого вопроса, раздутое эго Зобенкова готово переложить вину за совершенное преступление на другого. В тот день была масса возможностей, чтобы не допустить произошедшего. Можно было остановить Михаила, чтобы он перестал издеваться над старым человеком, еще в начале. Можно было остановить конфликт разговором, когда приехал Василий. Но началась драка. Даже во время войны первое убийство становилось для человека потрясением, а Зобенков методично убивал людей, нанося смертельные ранения, будто бил манекены. Ценность жизни для него - пустой звук, - заключила пенсионерка.

Фото: Валерия Вилкова

При этом адвокат Александра Зобенкова продолжает настаивать на том, что действия мужчины нельзя квалифицировать как убийство. Ранее и сам Александр не раз говорил, что просто защищал жену и дочь.

Как отметила его защитник, действия Зобенкова действительно были умышленными, так как самооборона не может быть неосознанной. Когда незнакомые люди ворвались на территорию его дома, для него было очевидно, что близким и ему угрожает опасность, поэтому он начал действовать. Адвокат подчеркнула, что закон допускает защиту с нанесением вреда другому, а в том случае, когда жертва не осознает происходящее, в результате самообороны нападавший не всегда может выжить. Такие случаи законодательство тоже предусматривает.

- Для Зобенкова было очевидно, что это угроза его близким людям, он не мог предполагать, как далеко зайдут нападавшие. Весь конфликт занял две минуты, что не дало ему возможности оценить ситуацию. Люди, оказавшиеся в его дворе, существенно превосходили его, а их действия были непонятны для моего подзащитного, но очевидно незаконными. Он мог защищаться согласно разрешённым законом методам. В ситуации, когда защищающийся не может оценить реальную степень угрозы и отвечать за свои действия, уголовное преследование недопустимо, - заявила адвокат.

Также женщина пояснила, что находит выплату компенсации недопустимой, так как сейчас, в первую очередь, семья Зобенкова страдает от последствий нападения группы людей, приехавшей ради конфликта из Московской области в тот роковой день. Адвокат считает время, что Александр провел под стражей - это больше года - уже достаточной компенсацией. 

Сам Александр по-прежнему не согласен с обвинением, он продолжает настаивать, что его действия были лишь самообороной, а злого умысла у него не было, в отличие от действий ворвавшихся на участок людей. По его словам, Василий (средний сын) не только прихватил на стройке, где работал, двух крепких парней, но и по пути в Тверскую область заехал за своим другом, проживавшим в Подмосковье. Зобенков считает, что Василий организовал группу для запланированного полноценного нападения, поэтому в сложившихся обстоятельствах Александру пришлось действовать по ситуации.

- Нож я не искал, взял лежавший на столе, и то, лишь после того, как меня начали бить с ребенком на руках. Я не желал ничьей смерти, находился на своей территории со своей семьёй, когда туда самовольно вошли посторонние. Я не мог оценить ситуацию, у ног лежал окровавленный Михаил, меня избивали, а в руках дочь, - поделился Александр.

Оправдываться он не стал. Заявил, что независимо от решения суда, ему все равно нести этот крест, то есть жить с убийством трех человек. Однако мужчина считает, что мать Василия Петрова исказила ситуацию в разговоре с сыном, натравила его на семью и друзей Зобенковых и передумала, узнав, что сын едет к ней.

Кто в этой кровавой истории прав, а кто виноват, совсем скоро решит суд. Но прежде, чем Александр Зобенков выслушает приговор, он смог сказать последнее слово. Кстати, его последние в этом деле слова жена услышать не смогла, так как из-за пандемии в зал судебных заседаний ее не пустили.

Фото: Валерия Вилкова

В своем последнем слове Александр вновь повторил, что не хотел никого убивать. Он признал, что знал Василия Петрова, но никогда с ним не общался, а остальных людей и вовсе видел впервые. Мужчина считает, что незваные гости изначально были настроены на негатив хозяйкой коз и мамой одного из них, а в момент конфликта у него даже не было возможности объяснить, что все не то, чем кажется.

- Я лишь благодарю Бога, что они не попали по моей дочери. Не знаю, чем бы все закончилось, если бы огромный мужчина попал черенком от лопаты по маленькому ребенку. Если бы я знал, что ко мне едут чужие люди, я бы никогда туда не вышел, тем более с ребёнком на руках. Теперь я рассчитываю на справедливое решение суда. Предоставьте мне право на необходимую оборону, - закончил свою речь Александр.

Между тем, Александра ждут домой жена и дочь, которая уже больше года живет без отца. Ранее супруга рассказывала, что время без мужа стало для нее долгими и тяжелыми, а дни - похожими друг на друга.

Точка в этой затянувшейся истории будет поставлена 17 сентября. Именно в пятницу в 14:30 Александр Зобенков услышит приговор суда и узнает свою судьбу. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру