Итоги-2018: удар из центра, или Превратности "Едра"

Партия власти вынесла все испытания, но ей придется меняться

До Нового года осталось ровно две недели: а это значит, что пора потихоньку подводить итоги политического сезона-2018 в Тверской области, а заодно поиграть в любимую игрушку всех пишущих о политике - в прогнозы!

Партия власти вынесла все испытания, но ей придется меняться
фото: Алексей Меринов

Это увлекательное занятие бывает бесполезным: ведь порой политика, несмотря на рациональность и логичность идущих в ней процессов, вдруг спотыкается о человеческий фактор, неосторожные слова, резкие решения, нежданные политтехнологические эксперименты - и вот уже события начинают раскручиваться по новому, никем не угаданному сценарию!

Вот новый поворот

Именно так и случилось в уходящем 2018 году. Все эксперты ждали, что он будет мирным и безоблачным для административного ресурса, а в Тверской области он обещал быть еще и очень скучным. Да, в электоральном календаре значились весенние президентские выборы. Но зная, как высок уровень поддержки действующего главы государства в Тверской области по результатам многочисленных опросов и выборам предыдущих лет, а еще памятуя, что федеральный центр не отдает на откуп регионам президентскую кампанию, проводя ее фактически «вручную», в исходе голосования никто не сомневался.

Не сулили больших сюрпризов и предстоящие муниципальные кампании, несмотря на их многочисленность и на то, что ряд выборов в городские Советы депутатов и районные Собрания должны были пройти на сложных, кризисных территориях с богатой «революционной» историей и воюющими местными элитами.

Просто осенью-2017, когда завершились выборы в Тверскую городскую думу, региональный политический пейзаж напоминал тихую пустыню с «Единой Россией», стоящей посреди нее как одинокий баобаб, вокруг которого ветер носит пыль и колючки. Анализируя результаты тех памятных выборов в ТГД, даже мы краснели за нашу оппозицию: главную тверскую кампанию парламентские партии завершили, набрав на троих голосов на уровне спойлера. Партия власти одержала сокрушительную победу, не приложив по большому счету особых усилий и проведя довольно расслабленную кампанию. Нам оставалось лишь вздохнуть и констатировать: партийная система в Тверской области окончательно развалилась, оппозиция деградировала, партия власти может почивать на лаврах и не обращать внимания на пассивный протест. Раскачивать его, аккумулировать и превращать в голоса избирателей в Тверской области все равно некому! В региональном политическом поле у «ЕР» не осталось естественных врагов!

... Но сначала наступил октябрь, вице-спикер Госдумы, политический тяжеловес Владимир Васильев отправился в Дагестан - так в политическом сезоне-2018 внезапно нарисовались довыборы в ГД на Заволжском одномандатном избирательном округе. А у региональной исполнительной власти, заметим, образовалась головная боль: где взять такого ресурсного человека с федеральной узнаваемостью, который будет если и не равен по политическому весу Владимиру Васильеву, то как минимум вхож в столичные кулуары и высокие кабинеты?

Потом на президентских выборах в регионе выяснилось, что не все местные отделения «Едра» могут провести мобилизацию в электоральных полях - это сказалось на явке. А потом прилетело и главное испытание: под самую избирательную кампанию-2018 федеральный центр жестко протестировал «Единую Россию» на прочность, объявив о непопулярной пенсионной реформе. Так на ровном месте на старте кампании у партии власти образовалась куча проблем, а на выборах-2018 - подобие интриги.

Как там поется в песне? «Но по новым данным разведки, мы воевали сами с собой!». Все понимали: бороться «ЕР» предстоит не с партийными брендами, не с КПРФ, ЛДПР или СР и тем более не с малыми партиями-спойлерами, специализирующимися на дроблении протестного пирога. Ей предстоит бороться с протестом на фоне повышенной явки, ведь только ленивый не обсуждал в этот момент пенсионную реформу, и весь народный гнев при этом вылился на «ЕР». Именно партия власти стала тем свистком, куда пошел антиреформенный пар, и вот итог: в ряде регионов только недавно завершились губернаторские выборы, а кое-где на волне протеста впервые за много лет образовались «красные» региональные парламенты и районные Собрания депутатов.

Это радость со слезами на глазах

Оглядываясь назад и сравнивая уходящий политический сезон в Тверской области с тем, что творилось в других регионах на пике антипенсионных баталий, констатируем: вертикаль власти в регионе в общем и целом успешно справилась с тест-драйвом. Довыборы в Госдуму выиграны с ощутимым перевесом, с явкой выше 20 %, и при этом, заметим, без нарушений.

Но сейчас, когда мы подводим итоги политического года-2018, вкус победы уже забылся, а проблемы, всплывшие в стрессовой для «ЕР» ситуации, остались. Именно этими «хвостами», мы видим, сейчас приходится заниматься в региональном политическом поле исполнительной власти. А ведь проблем, по большому счету, могло и не быть - если бы партия власти вовремя взяла курс на обновление, если бы не отдала городским и районным элитам под полный контроль свои местные отделения, если бы вовремя вмешивалась в местечковые внутриэлитные конфликты, если бы вовремя чистила ряды и включала партийные механизмы в антикоррупционных целях...

Этот длинный список мы составили не сейчас: обо всех перечисленных проблемах партии власти писалось и говорилось довольно давно. Но если до 2018 года, пока федеральный центр уклонялся от ярко выраженных непопулярных решений и целик протестного электорального поля лежал нетронутый, на них можно было по-царски махнуть рукой, в 2018 году на фоне реформенных новостей рвалось там, где тонко.

Кто из интересующихся политикой в Тверской области не знал, какие территории у нас являются зонами нерешенных внутриэлитных конфликтов и способны в ходе местных выборов выдать повышенную явку и протестное голосование? Кто задолго до выборов не слышал про сложные ситуации в Нелидовском, Бологовском, Калининском, Конаковском и ряде других районов? Что характерно, все политические кризисы и тупики начинались тут как конфликты однопартийцев, и могли быть легко погашены, если бы на ранних стадиях задействовались партийные механизмы, в том числе такие жесткие, как исключения за нарушения партийной дисциплины.

Но в ряде муниципальных образований конфликты развивались самотеком, формированием списков и проведением праймериз на старте районных и городских кампаний занимались местные элиты, озабоченные не столько политической стабильностью в регионе, сколько вопросами личного выживания. В итоге на ряде территорий осенью-2018 мы увидели классическое протестное голосование, и депутатские мандаты достались случайным людям, оказавшимся в нужное время в нужном месте под оппозиционными брендами. Кое-где, как в том же знаменитом Нелидовском районе, ситуация сложилась еще парадоксальнее: часть местных чиновников и коммерсантов откровенно пыталась укрыться в списках партии власти от карающей региональной длани, а сторонникам «ЕР», которые пользовались реальным доверием избирателей, пришлось идти на выборы в качестве самовыдвиженцев.

В течение уходящего года на наших глазах не раз разворачивался и такой сюжет: одни влиятельные и ресурсные представители партии власти ангажировали парламентские оппозиционные бренды для давления на конкурентов - однопартийцев. Да что там: некоторые территории живут в этих сюжетах годами!

Что в итоге? Мы увидели это осенью-2018: на тех территориях, где по факту годами не работала партийная областная вертикаль, где местные элиты привыкли относиться к бренду «ЕР» сугубо утилитарно, как к личному ресурсу и средству политической борьбы, где местные отделения годами находились под контролем нелюбимых и непопулярных у населения чиновников, там и случился неприятный для партии власти результат.

Год трудных уроков

И все же не будем забывать о главном: да, у «Единой России» множество проблем, да, именно она собирает весь негатив, образующийся вокруг государственной повестки, да, именно в ней состоит большинство чиновников страны - не самой любимой в народе прослойки. Но именно ее называют партией власти, от слова "власть". Именно она является и кадровым резервом, и политической опорой, и общественным институтом, и главным громоотводом в действующей модели российского государства. Это ее представители принимают все основные решения в стране, как популярные, так и непопулярные: как ни крути, а "ЕР" - единственная на данный момент политическая организация в России, везущая на себе воз ответственности. И разве это ее вина, что в многопартийной системе, которую пытались в свое время построить на отечественной ниве, не смогла отрасти вторая опорная нога? А может, в данном случае стоит все-таки задать вопросы и самим представителям оппозиции, которые в этой ситуации каждый раз выбирали не партийное строительство, а деньги на счету?

Впрочем, все это истории из прошлого, а нам пора заглянуть в будущее. Оно кажется предсказуемым: в политическом сезоне-2019 Тверскую область ждет ряд увлекательных и трудных муниципальных кампаний. Кимры, Ржев, Калязин, Торопец, Весьегонск, Старица, Торжок... Тут что ни вывеска, то целая политическая эпопея. А на политическом поле тихо бродит пассивный протест, поднятый трудной федеральной повесткой уходящего года.

И как тут не согласиться с Президентом Путиным, который недавно на съезде "ЕР" намекнул с высокой трибуны, что партии надо срочно обновляться и решать вопрос с токсичными чиновниками, которые своими действиями подставляют главный партийный бренд страны под электоральный удар на местах. Действительно, зачем нужны такие риски, когда партия обросла молодежными организациями и проектами по поиску лидеров?

фото: Екатерина Царёва

Увидим ли мы новые лица, чистку партийных рядов и возвращение областной партийной вертикали на проблемные территории в новом году? Поживем - посмотрим, а о том, где намечаются главные политические баталии-2019, мы расскажем в последнем декабрьском номере "МК" через неделю.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру