Муки оппозиции: пациент скорее мертв, чем жив

Расшевелить парламентскую оппозицию не удается даже из-под палки

Расшевелить парламентскую оппозицию не удается даже из-под палки

Две недели назад на отечественном политическом информполе случилось оживление: экспертная поляна обсуждала публичную порку, которую пережил в стенах Госдумы министр экономического развития Орешкин. В чем дело? Полетели версии. Демарш Володина! Подковерные интриги аппарата! Старт операции «Преемник»! Бунт Госдумы! Но в менее публичном поле, в частности, на своих страничках в социальных сетях, те же эксперты говорили о другом: в российской политической системе остро не хватает системной площадки для выпуска пара, и мы наблюдаем экстренную попытку вернуть политику (или, во всяком случае, ее публичные элементы) в стены Госдумы. Недаром же в стычке поучаствовал сам Вольфович, а закончилось дело пресс-конференцией, раздачей комментариев и волной сюжетов на телевидении.

Вот только дальше экспертного поля история, увы, не ушла. Широкие народные массы «думский инцидент» не заметили. А даже если заметили, то не придали ему никакого значения.

Это очень плохой симптом, но не столько для власти, у которой в загашнике административный ресурс, мощная партийная машина и весь арсенал политтехнологических ходов, сколько для парламентской оппозиции. Равнодушие, с которым граждане встретили думский демарш, свидетельствует об одном – ни в какие дискуссии под партийными оппозиционными флагами с участием вечных звезд, Жириновского и Зюганова, население уже не верит. И даже если все оппозиционные фракции вдруг под камеры полезут в драку с представителями исполнительной власти, заглянувшими в российский парламент, ни за каким поп-корном граждане не побегут, и авторитет отечественной оппозиции не вырастет. Пациент давно, глубоко и, похоже, безнадежно болен. Это настоящая головная боль для российской политической системы!

Где оно, место для дискуссий?

О том, что КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», заигравшись в коммерцию, утратили свои партийные структуры, информационные площадки, доверие населения и разучились вести избирательные кампании, мы писали много и со вкусом. Процесс деградации российской системной оппозиции легко увидеть, сделав ретроспективу политической жизни Тверской области начиная с нулевых. Ведь именно тогда, с одной стороны, появилась такая штука, как партийные списки, а с другой – ряд очень богатых людей, нуждавшихся в лояльных депутатских корпусах. И понеслось…

С тех пор несколько раз менялось избирательное законодательство, вводилась и отменялась двуглавая система управления, но парламентская оппозиция, обнаружив простую схему монетизации протеста, все никак не могла остановиться и вернуться в политическую борьбу. Впрочем, уточним: борьба велась, но с врагами не внешними, а внутренними. В той же КПРФ в Тверской области сначала прошел погром заслуженных ветеранов, слишком настойчиво совавших нос в дела областного партруководства. Потом из партийных рядов побежала молодежь, осознав: никаких громких выборных походов, орденов на грудь, карьерных ростов и гонораров ей не светит. Большие и взрослые дяди в президиумах зорко бдят, ревнуя всех и каждого к партийной кассе!

«Справедливая Россия» рассыпалась, не выдержав искушения партийными списками, еще не дойдя до пика развития, и в итоге не смогла занять нишу главной социал-демократической силы страны.

Что касается ЛДПР, то ее проблемы заложены в самой концепции партии: лидер, вокруг которого строился весь проект, стареет, а никаких других ярких имен под сине-желтыми флагами так и не появилось.

Так что мизерные проценты, полученные тремя парламентскими оппозиционными партиями на выборах в Тверскую городскую думу в 2017 году, и комические технические гастроли на президентских выборах год назад – логичный итог творившегося под партийными вывесками в минувшую десятилетку.

Все это было некритично до тех пор, пока на государственном уровне не проводилось непопулярных, но стратегически важных реформ. Однако стоило запустить ту же мусорную реформу, которая должна подтянуть Россию по ряду параметров к ведущим мировым экономикам, как проблема встала в полный рост. Вокруг реформ загулял пассивный протест, и по логике вещей из-за куста пора выкатывать рояль – российскую парламентскую оппозицию, чтобы собрать протест и направить его в системное русло, снизив риски для политической системы. Но выяснилось, что рояля давно нет, и чем его заменить, непонятно.

Как тут не вспомнить крылатую фразу про то, что Госдума не место для дискуссий. Когда она была произнесена, на дворе стояли тучные нулевые, и все усилия власти были направлены на оптимизацию политического поля. С тех пор жизнь российского парламента, а вслед за ним вообще всех законодательных и представительных органов власти в стране потеряла остроту, интригу и дискуссионность.

И вот когда особенно обидно за оппозиционные бренды: сейчас, судя по пристрелочному сюжету с Орешкиным, у всех депутатских корпусов по стране появился шанс на возвращение в публичную политическую повестку. В обществе есть определенное недовольство непопулярными государственными мерами, и гражданам нужно это где-то обсудить, выплеснуть эмоции - тут-то, казалось, депутатским оппозиционным фракциям по всей стране самая стать подорваться и показать свою дееспособность.

Но нет! Даже в думском сюжете за оппозицию стыдно - исполнительная власть в лице Орешкина и законодательная власть в лице Володина свое дело сделали, выдав яркий пас, а депутаты промолчали. Где фракции, где лозунги, где флаги и заявления на партийных сайтах? Ничего этого нет, парламентская оппозиция в упор «не замечает» протянутую властью руку помощи. Ее устраивает болото, в котором она оказалась, и непочетная роль вечных черлидеров при партии власти?

Коля пел, Борис молчал, Николай ногой качал

Но обратимся к расстановке партийных сил на тверском политическом поле.

Если сторонний человек заглянет на сайт обкома КПРФ или тверского областного отделения «Справедливой России», чтобы понять, чем живет область, он не решит эту задачку.

В реальности происходит следующее: часть территорий готовится к выборам, в трех муниципальных образованиях идет процесс объединения, партия власти принимает документы на праймериз, в ряде муниципалитетов идет непубличная внутриэлитная возня… Но нашей парламентской оппозиции до этого, похоже, нет никакого дела - тверская «красная конница» осуждает Дерипаcку и бьется за тверской памятник Ленину, который, как было сказано сто раз, никто с самого начала не планировал сносить. Нашу редакцию беспричинные слезы по памятнику повергают в особое недоумение, ведь мы регулярно сообщаем о продаже с молотка памятников и бюстов Ленину на сайтах объявлений. Не далее как на прошлой неделе мы как раз пытались обратить внимание «красной конницы» на судьбу никому не нужного двухметрового памятника вождю пролетариата, который был вывезен в Тверскую область из Украины. Но нет: эта новость осталась незамеченной главными политическими «защитниками» памятников и табличек в регионе. Ленин с Украины продолжает пылиться в темном чулане. Может, потому, что в реальности «защитникам» глубоко по барабану ленинские монументы, а история с тверским памятником была высосана из пальца по причине отсутствия партийной повестки и деятельности на региональном политическом поле?

Так и хочется задать ребятам один вопрос: вам не надоело смешить журналистов и население? Оглянитесь вокруг: есть федеральные звонкие темы, и есть непаханое протестное поле, которое из-за смерти ваших брендов становится вещью в себе. Вот куда вы должны идти и чем должны заниматься! Почему вместо этого мы опять поймали вас за очередным хулиганством во Ржеве, где вы вдруг вспомнили про уборку дорог и ищите нечищеные бордюры? Впрочем, о поведении нашей парламентской оппозиции в городе воинской славы мы подробно расскажем в следующих номерах, пока же констатируем: власть пихает и толкает в бок обленившиеся партии, а они упорно продолжают заниматься ерундой.

Партия, общественность или СМИ?

Свято место пусто не бывает. Накануне выборов в Тверскую городскую думы мы дали прогноз: в спину партиям дышат волонтерские движения и различные общественные организации. Еще немного, и мы увидим их в политике. Судя по опросам, граждане доверяют общественным деятелям больше, чем лидерам парламентских оппозиционных партий. А раз есть запрос, будет и предложение. Процесс перетекания политической активности из-под партийных вывесок в общественные ограничен лишь в одном моменте - в отличие от партий общественные организации не могут отправлять кандидатов на выборы.

Есть еще один сценарий. По федеральному информационному полю вот уже месяц бродят слухи о создании новой оппозиционной партии, а точнее, об осознанной попытке завести вторую ногу для российской политической системы. Одновременно уже прозвучали и скептические мнения: проект состоится только с новыми лидерами и новыми участниками. Но откуда им взяться, если та же парламентская оппозиция годами «держала и не пущала» в свои ряды ярких людей, способных вырасти в практикующих политиков и потеснить нынешние оппозиционные партийные «элиты»? Не получится ли с новой партией все то же самое, что с предшественниками: сначала ее, как магнитом, потянет к партии власти, чиновникам и чужим бюджетам, а потом начнется коммерция, и публичные дискуссии свернутся?

Вот только если полтора года назад мы рассуждали об этом из журналистского любопытства, то сейчас вопрос приобрел иное, государственное значение. Наблюдая за опытом тех же европейских стран со сложившейся политической системой, мы давно сделали простой вывод: позволить себе серьезные реформы, которые неизбежно болезненны и доставляют стресс населению, могут только те, у кого в чайниках стоят надежные свистки. Вы же догадываетесь, правда, что в какой-нибудь Германии далеко неслучайно сначала появилась «альтернативная» партия, и только потом государство решилось на миграционный эксперимент, с которым по жесткости и непопулярности не сравнится ни одна наша отечественная реформа?

Деградация парламентской оппозиции по факту лишает государство оперативного простора в принятии стратегических решений и не позволяет делать никаких резких телодвижений, даже если они нужны и назрели.

Вот почему, анализируя прецедент в Госдуме, мы в очередной раз хотим обратиться к нашей парламентской оппозиции: может, хватит жить от одного шантажа власти до другого, маясь все остальное время бездельем и пустыми фейсбучными перепалками? Срочно беритесь за ум и займитесь актуальной повесткой: прекращайте тянуть на дно регион, информационное поле и тех немногочисленных избирателей, которые еще не устали ждать от вас подвигов!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру