Тверские педагоги увлеклись электронными помощниками

Тверские педагоги увлеклись электронными помощниками
Фото: Дмитрий Ходарев

В первый день февраля в стенах Тверского педагогического колледжа открылся «цифровой детский сад». Эта инновационная площадка занимает семь комнат в здании ТПК и в марте будет готова принять первых детей, чтобы на факультативных началах два раза в неделю готовить их к школе.

Потому что мы "пилоты"

Уникальность площадки, по словам педагогов колледжа, состоит в том, что в областном центре она единственная оснащена массой электронного и прочего оборудования, которое должно сделать образовательный процесс увлекательным, интересным и понятным для малышей. Помимо этого, умение пользоваться интерактивной песочницей, интерактивной школьной доской, надувным планетарием и прочей учебной электроникой должно стать плюсом для будущей карьеры и в резюме педработников – детсадовских воспитателей и школьных учителей.

Как рассказал директор Тверского педагогического колледжа Сергей Соколов, цена комплекта оборудования «цифрового детского сада» приближается к 3 млн рублей. Из них 1 млн рублей составил областной грант, остальные средства колледж заработал сам:

- Каждый год мы набираем студентов на базе 9 классов для обучения по специальности «воспитатель детского сада», а оборудование, которое у нас появилось, предоставляет для этого совершенно новые возможности. Такую технику я видел в детских садах Казани, Петербурга, и хочется, чтобы и наши выпускники были на этом фоне конкурентоспособны.

На открытие «цифрового детского сада» колледж пригласил представителей образовательных ведомств области и города, директоров нескольких детских садов и школ. Специально для гостей учащиеся разыграли сценку с использованием электронных новинок – фрагмент занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Транспорт».

Фото: Дмитрий Ходарев

Вводная: на электронную почту приходит письмо от жителей Песочного города. Его замело песком, отчего наземный, воздушный и водный транспорт перемешались. Задача детей – вернуть каждый вид техники в свою «природную стихию». В этом им помогут интерактивная школьная доска, а затем интерактивная песочница. На доске появляются изображения вертолета, автомобиля, лодки, и детям предлагается показать основные детали их конструкции. Затем прямо в песочнице прокапывается русло для реки. На уровень песка в коробке реагирует датчик, и в зависимости от этого меняется рисунок на экране, меняется ход игры. Выступавшие в роли детей будущие воспитательницы успешно справились с заданием.

Цифровое - передовое

По мнению педагогов ТПК, сегодня уже невозможно отобрать и запретить гаджеты, потому что с ними знакомы даже маленькие дети. Зато можно сделать эти устройства помощниками педагога. Современный воспитатель должен уметь грамотно выбирать средства, способные помочь ему в его образовательной деятельности.

- Думаю, такая методика подготовки детей сделает их более адаптированными, поможет преодолевать стрессовые ситуации и чувствовать себя в школе более комфортно, - поделилась впечатлениями от увиденного директор тверской средней школы №49 Наталья Евстигнеева.

Тем временем директор колледжа позвал несколько чиновных дам под своды серебристого купола надувного планетария, внутри которого проектор показывал карту звездного неба. Для этого пришлось расстегнуть вход на застежке-молнии, отчего нагнетавший воздух компрессор перестал удерживать давление, и когда все забрались внутрь, купол плавно накрыл всех, словно одеяло. Получилось почти по Бродскому: «...постелю тебе в саду под чистым небом и скажу, как называются созвездья». Но этот маленький конфуз нисколько не омрачил праздника.

Фото: Дмитрий Ходарев

- В нашем регионе пять педагогических колледжей, и здесь Тверской колледж, безусловно, является инновационной площадкой, - прокомментировала мероприятие начальник отдела профессионального образования регионального министерства образования Оксана Потапова. – В рамках грантовой поддержки для него закуплено оборудование, и думаю, здесь выбрана правильная стратегия, потому что мы видим, как интенсивно развивается информационное пространство и как уверенно владеют современными гаджетами даже дети-дошколята. Надеюсь, то, что мы здесь увидели, будет достаточно широко использоваться в детских садах. А если учесть, что основная миссия педагогического колледжа – подготовка кадров для дошкольного образования, то, конечно же, его выпускники должны владеть самыми передовыми навыками для своей работы, и в первую очередь навыком учить. Оборудование достаточно дорогое и доступно пока не всем образовательным учреждениям, поэтому площадка ТПК рассматривается как сетевая, доступная и для других педагогов и студентов.

Гаджет - царь или слуга?

Продолжила рассказ руководитель «цифрового детского сада» ТПК Людмила Рябкина:

- Мы понимали, что надо поменять образовательный процесс, весь подход к работе со своими студентами. Наша площадка многофункциональна. В основном, конечно, она предназначена для детей дошкольного возраста, которые готовятся в начальные классы. Еще одна задача – повышение квалификации воспитателей и переподготовка преподавателей, желающих работать в детском саду. Это направление сегодня востребовано, так что заниматься с детьми будут и студенты, и наши сотрудники.

Педагог уточнила: ставить цифровые технологии во главу угла в образовательном процессе здесь не собираются, скорее, они будут помощниками на занятиях. Так и цифровой детский сад не заменит полностью обычный, но может стать дополнением к нему.

- Формируя учебный план, мы стремимся, чтобы студент больше занимался практикой. Воспитатели на таких занятиях с детьми используют не мел и тряпку, а интерактивные песочницу и кубы, ЭдуКвест, планетарий, виртуальные экскурсии, - преисполнен оптимизма директор колледжа Сергей Соколов. – Методика одобрена Министерством просвещения России, да и учебные заведения Казани и Петербурга показывают трехлетнюю положительную динамику.

И все же… Смутные сомнения терзали автора этих строк, когда он отправлялся на встречу с прекрасным интерактивным будущим. И они не вполне рассеялись, когда автор, послушав влюбленных в свое дело педагогов, вернулся в будничное настоящее. Дети с навыками обращения с современной техникой – это, конечно, прекрасно. Взять хотя бы юных волонтеров, настраивающих бабушкам ТВ. Но, учитывая, как податлива детская психика перед агрессивным натиском новых и новых электронных устройств (на днях в автобусе я подслушал, как мальчик хвастался двумя телефонами, из которых главнее тот, что с 8 играми), не лучше ли на несколько лет намеренно отложить знакомство малыша с гаджетами? С тем, чтобы для начала успеть натренировать у него мыслительные способности мозга прежде набора условных рефлексов, отвечающих за быстроту нажатия кнопок. Чтобы голова не превратилась во флешку для их накопления, а гаджет не стал божком, сопровождающим человека с рождения и дающим ответ на любой вопрос. Чтобы человек умел перемножать без калькулятора, ориентироваться без навигатора и не превращаться в раба машин. Ведь даже антиутопии нет-нет да и становятся реальностью.

Елена Борисова-Царенок, врач-педиатр:

- Считается, что компьютер – универсальный помощник. Стоит лишь установить новую программу или игру – и вот тебе разнообразие, а с ним и новые возможности, и новые знания. И можно это воспринимать как расширение кругозора. Но не все так однозначно. Как правило, компьютерные игры предполагают один или в лучшем случае два варианта ответа или развития событий. В связи с этим мышление детей становится шаблонным. Пока ребенок сидит у экрана монитора, его детство проходит мимо. Все эти электронные гаджеты просто воруют время, которое дети должны тратить на подвижные игры, активные виды отдыха, хобби, увлечения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 13 февраля 2019

Заголовок в газете: Флешка вместо головы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру