Лиза и ее университеты: история гражданки Швеции, с детства полюбившей Россию

Лиза и ее университеты: история гражданки Швеции, с детства полюбившей Россию
Лиза Янсон (справа). Фото Марина Бурцева

Этот Новый год Лиза встречала за праздничным столом – со своими тверскими друзьями под звуки кремлевских курантов, вместе с ними слушала приветственную речь президента, смотрела «Голубой огонек». Есть такая традиция у гражданки Швеции Лизы Янсон - каждую зиму приезжать в Россию. Сколько раз она бывала в нашей стране, сказать затрудняется, но впервые, и это Лиза помнит точно, оказалась здесь в 1987 году. Советский Союз, Ленинград, перестройка – это не забудешь никогда.

Родина революции

Интерес к тому, что находится за «железным занавесом», появился, когда она была подростком. Казалось, что в стране, где победила революция, все устроено по-другому – ведь здесь пытаются построить совершенное общество. Интерес подогревало общение с молодыми русскими, которые останавливались в их доме, когда она жила с родителями в Гамбурге: этот немецкий город и Ленинград с 50-х годов прошлого века стали городами-побратимами. Ее отец, преподаватель, ездил по обмену молодежи в Советский Союз и принимал у себя дома заграничных гостей.

Девушку так впечатлили история России и красивый язык, что после окончания школы она поступила в гамбургский университет на факультет славистики. Образование продолжила в Бремене, где изучала историю и культуру Восточной Европы.

– Из русских писателей мне нравился Чингиз Айтматов, правда, он киргизский, но я его читала на русском языке. Конечно, Достоевский и экзистенциальные вопросы, которые он поднимал. Одна из первых книг на русском – «Двенадцать стульев», она мне очень понравилась. Часто покупаю разные детективы, в основном довольно глупые книги – просто чтобы был современный язык и легко читалось.

Сильным впечатлением от жизни в Москве в начале 90-х стало почти полное отсутствие продуктов в магазинах.

– Интересное было время, – говорит Лиза. – Я жила у русских друзей и, как они, питалась только картошкой, капустой и морковкой. Подрабатывала переводами в журнале. В следующий раз по просьбе моей подруги сопровождала ее в Россию – она пострадала в аварии и в надежде на исцеление отправилась к известному врачу Дикулю. К сожалению, ей не удалось вылечиться.

Говорите со мной по-эстонски!

Жила Лиза не только в столицах – еще два года преподавала немецкий язык в одном провинциальном российском университете. Ей нравилась Россия, но местом для жительства она все же выбрала Швецию.

Оказавшись в этой стране, первым делом окончила курсы шведского языка в народной школе. Есть там, как впрочем, и в других европейских странах, давняя традиция - устраивать повсеместно так называемые фольксшуле. Чаще всего эти школы для взрослых расположены в деревнях. Учеба там, как, впрочем, во всех учебных заведениях страны, бесплатна.

Вид на Стокгольм с залива. Фото архив Лизы Янсон

Но знание языка давало прежде всего чтение книг. На вопрос, сколько языков она знает, Лиза тоже не может дать прямого ответа. Начинает вспоминать, перечислять: «Кроме родного немецкого еще английский, французский, испанский, русский, конечно. Да, еще эстонский».

В 2010 году она приехала в Москву, но жара, гарь и дым от лесных пожаров были невыносимы. Пришлось отказаться от идеи провести здесь даже несколько дней. Домой возвращаться сразу не хотелось, и она отправилась в Эстонию.

– Я была в Таллине в советское время, – вспоминает Лиза. – Этот красивый город мне запомнился, а язык не привычной индоевропейской группы, а финно-угорской показался очень интересным. И когда приехала домой, стала изучать его на заочных курсах. Как всегда, я училась в основном по книгам. Читать могу, а вот разговариваю не очень хорошо, потому что общения мало – на востоке страны все говорят по-русски, в Нарве вообще одну русскую речь слышишь, а в Таллине – на английском. Мне каждый раз приходилось просить моих собеседников, чтобы они говорили на эстонском языке.

Мы всегда учимся

Последние 10 лет Лиза Янсон работает в социальной службе Стокгольма. В этом городе она получила второе высшее образование по специальности «социальный педагог», потому что считает своим призванием работу с людьми, у которых проблемы со здоровьем.

– Слово «инвалид» мне не нравится, – уточняет она, – речь идет о взрослых людях с аутизмом, с психиатрическими диагнозами. Люди сами по себе нравятся, а вне нормы особенно интересны. Они думают совсем по-другому. Смотришь на них, и о себе многое узнаешь. Например, человек с аутизмом – интеллигентный, но постелить себе постель, приготовить еду, сделать другие простые вещи не может. Нам надо придумать так, чтобы он научился быть самостоятельным. Приходим к нему и вместе шаг за шагом все проходим. Да, получается. Хотя бывает по-разному: некоторым помощь нужна всю жизнь. Таких людей у меня порядка 30 человек, я общаюсь с ними, но непосредственную работу с ними осуществляют другие сотрудники. Я руководитель, координатор.

Кажется, в жизни нашей гостьи не было периода, когда бы она не училась, очно или заочно, на курсах или в университете. Окончив курс по русской литературе, сейчас осваивает профессию психотерапевта. Занятия идут всю субботу раз в неделю. Двухлетний курс, пока только теория, потом начнется главное – практика.

– У нас все учатся, – уверяет Лиза, – мы считаем это очень важным. Да, бесплатно, и высшее образование тоже – раньше для всех, сейчас только для европейцев. Если баллов для поступления в университет не хватает, есть возможность дважды в год сдавать экзамены, чтобы улучшить свои показатели. Школа несет ответственность за успеваемость, родители нисколько не тратят на образование своих детей.

Шведский детский сад на прогулке. Фото архив Лизы Янсон

Третий путь?

Вспоминая свою первую поездку в Ленинград, Лиза рассказывает о том, что ее особенно удивило: в стране, где произошла революция, люди совсем не революционные, какие-то обычные. И в Эрмитаже рассказывали про царей, а не про революцию. Жила она тогда в общежитии, увлеченно общалась со сверстниками, которые интересовались исключительно американской культурой, боевиками и всякой масс-культурой, Лизе совершенно чуждой. Она не понимала, что в этом может быть интересного.

– Сейчас-то по российскому телевидению видим русскую культуру, а тогда – только американскую, – говорит она. – У меня были к капитализму претензии. Это не очень хорошая система: прибыль, деньги – вот единственная ценность. Увлеченность левыми идеями у меня частично ушла, но неприязнь к капитализму осталась. У нас в Швеции – как это будет по-русски? – неолиберализм. Раньше казалось, что найден третий путь устройства государства – между капитализмом и социализмом. Но все же у нас, как и в Америке, всем управляет рынок. Школа, больница - все работает по рыночным законам, а это, я считаю, разрушает общество.

Каждый раз, приезжая в Россию, Лиза видела, как к лучшему меняется страна: люди стали путешествовать, появился средний класс, по крайней мере, в Москве.

– Я знаю одну женщину в России, которая постоянно ездит по всему миру. Когда мы познакомились, она одна с ребенком жила в коммунальной квартире на окраине города, зарабатывала преподаванием. Сейчас она ученая, у нее в Москве несколько квартир. Конечно, если сравнивать Россию с Европой, пока еще значительна разница в уровне жизни: у нас безработные могут получать пособие, на которое можно жить. И у нас есть люди, которые выпадают из системы, но им помогает государство. В Швеции можно уйти на пенсию в 62 года, но тогда пенсия будет маленькой, а вот в 66 лет – вполне нормальной. Кстати говоря, тоже далеко не все наши пенсионеры могут себе позволить путешествия. Про себя я знаю, что должна работать долго, до 70 лет. Поэтому все время учусь, стараюсь расти профессионально. В моей отрасли можно долго не уходить на покой, потому что ценится опыт сотрудников.

Школа в Стокгольме. Фото архив Лизы Янсон

Искупаться в Волге

Каждый раз, приезжая в Россию, гостья из Швеции отмечает, как по-разному ведут себя люди в частной и официальной жизни. В гостинице или магазине люди не улыбаются и даже могут быть невежливыми. А со знакомыми – совсем по-другому. В поезде, например, ее встречает мрачный недовольный проводник, но только перекинешься с ним парой фраз, и тот уже улыбается, неожиданно проявляя душевность.

– На Западе не так: люди могут быть вежливыми, но это ровным счетом ничего не значит, – рассказывает Лиза.

Тверские друзья появились в ее жизни лет 10 назад: она шла по улице Стокгольма и разговаривала по телефону с подругой из Москвы. Когда разговор окончился, увидела, что на нее смотрит семейная пара с явным намерением пообщаться. Немного смущаясь, они подошли, объяснили, что не владеют языком, потому обрадовались, услышав русскую речь. И попросили показать дорогу к королевскому дворцу – им хотелось посмотреть, как проходит смена караула. Лиза проводила гостей, которые были восхищены красотой и слаженностью движений красивых гвардейцев, и рассказала историю дворца, охрана которого появилась в первой половине XVI века.

На следующий день по приглашению новой знакомой путешественники побывали у нее дома, а уезжая, пригласили погостить у них в Твери. С тех пор, приезжая в Москву, Лиза обязательно находит 3-4 дня, чтобы навестить своих новых друзей. Они уже знают, что Лиза, как истинная скандинавка, не боится холода и любит купаться в Волге даже при низкой температуре, когда мало кто отваживается заходить в воду. Любит она и сауну – это, кажется, тоже одна из особенностей национального характера. В ее расписание входит обязательное посещение тверских музеев, которые она видела уже не раз, кинотеатров, ботанического сада, поездка в Эммаус и прогулка по лесу. Останавливается она всегда в гостинице – наверное, так принято у иностранцев.

– Люблю путешествовать медленно – на поезде, пароме, автобусе, - рассказывает Лиза. - На самолете я не летаю. В молодости была раз в Италии, Греции, этого мне хватило. Меня привлекает русский Север. Мне нравится язык, природа, культура, люблю ходить в музеи, сидеть в кафе, слушать, смотреть. Раз в год или даже два – могу себе это позволить – приезжаю в Москву, Санкт-Петербург, Тверь. Меня тянет в Россию.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру