Техосмотр по желанию: законодатели готовят владельцам личного автотранспорта большой «подарок»

Техосмотр по желанию: законодатели готовят владельцам личного автотранспорта большой «подарок»
Фото: toptver.ru

Госдума РФ 9 сентября одобрила в первом чтении законопроект, о котором долго говорили в кулуарах. Речь про отмену техосмотра для владельцев личного автотранспорта. А это, на минуту, порядка 50 миллионов машин. Правда, касается это нововведение не всех. Для части водителей, а именно пассажирских автобусов, такси, грузовиков, обязанность проверять своего железного коня все-таки сохранится. От процедуры техосмотра освобождаются только легковые автомобили и мототранспортные средства, которые принадлежат гражданам и используются только в личных целях.

Казалось бы, еще только первое чтение, потом, вероятно, будет внесена масса поправок и уточнений, но уже сейчас пошла целая волна обсуждений, а законотворцам приходится отвечать на вопросы. Ответы депутатов далеко не всегда устраивают тех, кто их задает. И это понятно. Квалифицированный ответ может дать только специалист, обладающий статистическими данными, разбирающийся досконально в сфере того, что называется безопасностью на дорогах.

У медали, как всегда, две стороны. В чем смысл инициативы, из чего исходили законодатели, ратуя за нововведение? Ну, во-первых, как сообщается, по статистике, легковые автомобили и мотоциклы с действующими полисами ОСАГО редко попадают в ДТП. Кроме того, как сообщили разработчики, они ориентировались на Венскую конвенцию о дорожном движении. Этот документ предусматривает обязательный техосмотр только для коммерческого и общественного транспорта. Со слов вице-спикера Совета Федерации и секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака, если закон будет принят, то автовладельцы будут вправе обращаться за проведением ТО лишь по своему желанию.

«В обязательном виде техосмотр придется проходить лишь перед постановкой подержанной машины на учет, и то в случае если она старше четырех лет», — приводит «Российская газета» слова Турчака. Процедура также остается для случаев смены владельца, изменения конструкции или замены основных агрегатов. Правительство РФ законопроект поддержало.

Впрочем, это только начало пути. Чтобы законопроект стал законом, он должен пройти три чтения в Госдуме, быть принят Советом Федерации, подписан Президентом РФ, опубликован, и только после этого он вступит в силу спустя еще как минимум десять дней. Пока не назначено даже второе чтение: оно пройдет не ранее 8 декабря, ведь до этого дня принимаются замечания к законопроекту. Если все пойдет гладко, то закон вступит в силу 1 марта будущего года.

Однако автоэксперты неоднозначно относятся к законодательной новинке. Некоторые полагают, что безопасности на дорогах может быть нанесен серьезный удар.

«МК в Твери» попросил прокомментировать законопроект специалиста, в компетенцию которого входит как раз все то, что касается технического состояния автотранспорта. Своим видением поделился постоянный эксперт "МК в Твери", автоюрист, доцент кафедры технической эксплуатации автомобилей Тверской государственной сельскохозяйственной академии Виктор Кондрашов.

- Лично я, ознакомившись с законопроектом, пришел в замешательство. У меня появилась масса вопросов, и в частности: «Из каких соображений исходили депутаты, ставшие инициаторами законопроекта?». На мой взгляд, технический осмотр нужно не отменять, а возвращать его в систему МВД. Это не частная лавочка, государственная структура. И обоснования для этого серьезные. Кроме техосмотра МВД еще и занимается розыском угнанных машин, а именно техосмотр был одной из важных составляющих поиска. Перебитые номера, измененная маркировка и многое другое. Все это можно было обнаружить при проверке технического состояния автомобиля. Данная проблема в законопроекте вообще не рассматривается.

Если же говорить о той статистике, на которую ссылаются авторы законопроекта, то в том виде, в котором они ее нам преподносят, иначе как лукавством не назовешь. Нужны не проценты, а статистика в цифрах. Слышишь, что, мол, техническое состояние машины является причиной ДТП лишь в 1% случаев. Я изучил статистку. Если привести ее в цифрах, звучит она совершенно по-другому. Так, например, только за 2020 год произошло более 145 тысяч ДТП, в которых пострадали люди. 16 тысяч 152 человека погибли. Ранено более 183 тысяч человек! Вообще-то это вполне можно сравнить с населением целого поселка городского типа. И вот теперь возьмите 1% процент от этих цифр. А ведь сами депутаты частенько говорят, что даже одна человеческая жизнь бесценна. Где логика?

Теперь о парке автомобилей. Авторы утверждают, что период эксплуатации автомобиля в России в среднем десять лет. На самом деле он у нас в России такой, что оптимизма вызвать никак не может. Более 60% парка на тот же 2020 год старше десяти лет, то есть требует дополнительного и серьезного внимания.

Я часто сталкиваюсь с анализом ДТП. Ведь по большому счету, что такое дорожно-транспортное происшествие? Это нарушение баланса системы: водитель, автомобиль, дорога, среда. Если что-то из этих составляющих выпадает из системы, то сразу же и возникает угроза ДТП.

Так вот если отменить техосмотр, то часть системы, именуемая автомобилем, точно станет во многих случаях слабым звеном. Одной из причин в свое время стал значительный рост парка машин по стране. Не успевали просто весь автотранспорт проверять. Впрочем, ведь всегда можно найти выход из ситуации, какое-то альтернативное решение. Если с поставленной задачей не справляются частные конторы, то, например, можно передать эти полномочия официальным дилерам. Во всяком случае, они точно разбираются в техническом состоянии машин. Более того, диагностическое оборудование у них на достаточно высоком уровне, что тоже имеет большое значение. Возможно, нужно передать дилерам также и полномочия по выдаче диагностических карт. Ну вот представьте себе, что вы приехали к дилеру на техосмотр, зачем вам потом еще куда-то ехать? Это удобно, и вполне обосновано. И кстати, тогда было бы с кого спрашивать.

Я также считаю, что нужно ввести обязательную, а не добровольную сертификацию для всех автосервисов, а ежегодное обслуживание машин тоже сделать обязательным. И не только для гарантийных машин, но и для всех остальных. Во всяком случае, серьезно об этом задуматься стоит. Автомобильный сервис должен стать чем-то вроде семейного доктора, лечащим врачом. Это было бы логично и справедливо во всех отношениях.

И стоит не ослаблять, а наоборот, ужесточить требования к техническому состоянию автомобилей. У меня самое большое недоумение вызывает то, что почему-то юридические лица от техосмотра не освобождаются, а только частные. За что такие преференции? Как профессиональная подготовка водителей, так и состояние транспорта, находящегося в ведении юрлица, в целом несомненно выше. Вплоть до того, что сейчас на городских автобусах и на грузовом транспорте устанавливаются специальные устройства для того, чтобы водитель в уставшем состоянии не мог продолжать движение, а остановился. Позвольте, а почему не проверяют частников, которые едут в отпуск на юг, скажем, из Москвы и Питера без остановки? Именно утомляемость водителей, направляющихся к месту отдыха, частенько как раз и становится причиной ДТП. Давайте вернемся к техосмотру и представим себе самую банальную ситуацию. Ну вот отменили его. За рулем девушка. У нее что-то стучит в агрегате ее машины. Вы думаете, она понимает, что это такое? Движок, подвеска или что-то в багажнике? Несколько утрировано, но это так. Впрочем, большинство молодежи сегодня мало что понимает в техническом состоянии своих машин. И что будет, если отменят техосмотр? Все элементарно, и вывод напрашивается только один: они будут ездить без техосмотра на неисправных машинах.

Возникает одновременно и другой вопрос. А что будут делать страховые компании? У водителя нет диагностической карты. Возможно, страховку он все-таки получит. Но! Сразу придет в действие правило: скупой платит дважды. У страховой компании обязательно возникнут встречные требования. Придется водителю раскошелиться за хлопоты, которые взяла на себя страховая компания. Тем более если ДТП произошло из-за неисправности машины. Тут большую роль играет столько мелочей, даже «лысая» резина на колесах, которую вовремя не заменили.

Так что, жизнеспособен этот законопроект или нет, покажет время, но, на мой взгляд, ничего хорошего он не сулит. Учитывая то количество старых машин на наших дорогах, водители которых будут освобождены от необходимости их проверять, безопасности на дорогах будет нанесен серьезный удар.

Слово редакции

Автор этих строк машину никогда не водил, прав у меня нет, но думаю, что у любого из нас есть друзья, которые крутят баранку. Я поговорил с ними. На вопрос о том, что они думают об этом законопроекте, ответом становилась улыбка. Дословно цитировать всех не стану, просто передам смысл сказанного:

«Техосмотр во все времена зачастую покупали, чтобы избежать лишних хлопот. И в советские годы, и сейчас. Как только техосмотр передали частникам, аварий стало больше. Лучший контролер – совесть водителя. Речь, конечно же, об адекватных и ответственных автолюбителях. Ответственный человек понимает, что от технического состояния машины зависит его жизнь. И не только его, но и близких ему людей. Именно поэтому такого водителя и заставлять не нужно пройти техосмотр. А молодежь выражается еще проще, что им до этого законопроекта и последствий после его принятия просто «фиолетово».

Новые штрафы

Наверно, все уже привыкли, что у нас одной рукой дают, а другой отбирают. Издание Autonews со ссылкой на Минюст сообщает, что на фоне потенциально «послабляющего» закона об отмене ТО в 2022 году могут вырасти некоторые штрафы и даже появиться новые.

  • Штраф за стоянку вне специально отведенных «карманов» увеличится с 1000 до 3000 рублей.
  • За повторное управление автомобилем с нечитаемым грязным номером – 5000 или лишение прав.
  • Штраф за повторную чрезмерную тонировку – до 3000 рублей.
  • Неоднократный отказ остановить машину по требованию полиции, если это создало угрозу жизни или здоровью граждан, - 40 тысяч рублей или лишение прав до трех лет.
  • Новый штраф за выброс мусора из салона автомобиля – до 3000 рублей.
  • За повторное управление автомобилем без прав - до 30 тысяч рублей.
  • Может появиться новый штраф в 3000 рублей за опасное вождение - отказ уступить дорогу транспорту, пользующемуся преимущественным правом движения, несоблюдение безопасной дистанции или бокового интервала, резкое торможение и так далее.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру