Из-за тверских трамваев ростовские транспортники пошли в суд

Из-за тверских трамваев ростовские транспортники пошли в суд
2016 год. Фото: Виталий Сорокин

Многострадальный муниципальный общественный транспорт Твери переживает сейчас один из самых тяжёлых периодов. Экологичный и, как показывает московская практика, достаточно экономный в обслуживании трамвай так и вовсе покинул улицы столицы Верхневолжья. Вьются под снегом ржавеющие рельсы, стоят в депо одинокие холодные вагоны с потушенными огнями.

Особенно обидно, что простаивают новые трамваи марки "City Star" («Городская звезда» - ред.), которые так радовали пассажиров плавностью хода и панорамным остеклением. Городские власти закупили их ещё в 2015 году в попытке вдохнуть новую жизнь в муниципальный общественный транспорт и привлечь пассажиров. Это был своеобразный "подарок" Твери на День города.

Восемь вагонов производства предприятия ПК «Транспортные системы», которое базируется на территории Тверского вагоностроительного завода, обошлись в 240 миллионов рублей. Существенные инвестиции. Чтобы их оправдать, начались поиски инвестора, который взял бы в концессию главный трамвайный маршрут: от автовокзала до Горбатки. Но инвестора так и не нашли, поскольку слишком значительными оказались вложения на первоначальном этапе, а срок окупаемости терялся где-то за горизонтом.

В результате трамваи остались за муниципалитетом, который предпринял ряд шагов по повышению их рентабельности. С большой оглаской презентовали валидаторы – устройства для безналичной оплаты проезда, которые установили во всех вагонах. Новшество позволило сократить число кондукторов и тем самым сэкономить на зарплате. Кроме того, безналичный проезд на момент запуска проекта был на два рубля дешевле и привлёк новых пассажиров.

фото: Виталий Сорокин

Однако широко освещаемые успехи оказались локальными победами на широком фронте стагнации электротранспорта. И дело не в общей рентабельности, а в несоответствии материально-технической базы и актуальных условий. Примерно через год вагоны "City Star" начали регулярно ломаться. Дошло до того, что все восемь трамваев сняли с линии и отправили в парк.

Поломки происходили так часто и регулярно, что муниципалитет начал требовать у производителя продления гарантийного обслуживания вплоть до бессрочного. Даже хотели судиться. Однако новых поводов к ремонту не нашлось: трамваи просто не выпустили на линию. О причинах нужно говорить отдельно.

Примерно в это же время куда более крупную партию этих трамваев закупил Ростов-на-Дону. Как и в Твери, "City Star" работал вполне сносно около года. Потом начались проблемы.

– Главным образом ломаются редукторы и силовые установки, – рассказал корреспонденту "МК в Твери" директор Ростовской муниципальной транспортной компании (МУП «РТК») Николай Сидоров. – Всего у нас 30 вагонов "City Star", некоторые продолжают выходить на линию, другие - на ремонте в парке. В августе прошлого года был подан судебный иск к производителю. Попытка в досудебном порядке решить вопрос гарантийного обслуживания успеха не принесла.

фото: Виталий Сорокин

Как и в случае с тверскими трамваями "City Star", производитель указывает на изношенные и искривлённые пути. Нежная конструкция не выдерживает эксплуатации в жёстких условиях, раз за разом даёт сбой. И если в Ростове только начали изучать рельсы, в Твери с этим вопросом уже разобрались. Осенью провели очередное обследование, которое показало плачевное и даже опасное состояние трамвайных путей. Несмотря на заверения городских чиновников, что трамвайное движение не закрыто, что сначала надо разобраться с рельсами, и отмена движения - только временная мера, из электротранспорта в Твери остаются только троллейбусы. И так почти три месяца.

Между тем в парке МУП "ПАТП-1" кроме восьми вагонов "City Star" также находятся 10 вагонов марки «Татра» и 10 вагонов КТМ, подаренных Москвой. Все исправны и готовы выйти на линию. Но выйдут ли они из парка? Ответ зависит от того, будет ли проведён надлежащий ремонт путей. Вопрос упирается в деньги. В 2015 году, когда только покупали вагоны "City Star", на ремонт путей было выделено около 50 миллионов рублей. В 2019 году пути снова опасны для эксплуатации. Очевидно, что для качественной капитальной работы нужны куда большие средства. При этом их нельзя рассматривать как инвестиции, поскольку МУП "ПАТП-1" убыточен.

За прошедший год депутаты Тверской городской Думы несколько раз перекраивали бюджет, чтобы выделить субсидию предприятию, но эти деньги шли на погашение зарплат работникам МУПа, оплату налогов и взносов в Пенсионный Фонд.

Могли бы деньги, потраченные на красивые вагоны спасти трамвайные пути в 2015 году – вопрос дискуссионный.

Несмотря на то, что из муниципального общественного транспорта трамвай перевозил наименьшее число пассажиров, в летнем онлайн-опросе на сайте городской администрации жители Твери отдали ему больше 4 тысяч голосов. Тогда трамвай лишь чуть-чуть уступил автобусу. Это значит, отношение к нему у горожан особое. Трамвай стал почти городской реликвией, которую нужно спасать, но как - никто пока не знает.

Напомним, подводя итоги 2018 года года, губернатор Тверской области прямо сказал, что трамвай в Твери будет развиваться и модернизироваться, а директор МУП "ПАТП-1" Артур Сычёв заверил, что в Твери будет действовать шесть маршрутов трамвая.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 6 февраля 2019

Заголовок в газете: Роковая роль City Star в упадке муниципальных пассажирских перевозок

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру