Проректор ТвГУ рассказал, как провел День науки и образования на выставке «Россия» в Москве

Тверской взгляд на ВДНХ

Проректор ТвГУ рассказал, как провел День науки и образования на выставке «Россия» в Москве
Фото: ПТО

Международная выставка-форум «Россия», которая проходит в столице на территории ВДНХ, продолжает удивлять посетителей своим многообразием тем. В минувшие выходные, 17 февраля, Минобрнауки России провело здесь тематический день «Наука и университеты». Уже из названия понятно, что разговор шел как о достижениях наших высших учебных заведений, так и по какому пути им развиваться и совершенствоваться в будущем.

Тверь на ВДНХ традиционно представляли ТвГУ, ТГТУ, ТГСХА и наш медицинский университет. Чем запомнился этот день молодым ученым? Своими впечатлениями «МК в Твери» попросил поделиться проректора ТвГУ Андрея Зиновьева.

Заглянуть в будущее

- Если говорить об официальной части, то в этот день прошла пленарная сессия с участием заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Николаевича Чернышенко, а также были организованы самые различные обсуждения по важным научным вопросам. У группы же представителей от ТвГУ, которую я возглавлял, была несколько иная задача, в основном познавательная.

В составе делегации были ребята, показавшие себя в науке, будь то бакалавры, магистры, специалисты или аспиранты. Некоторые из них, кстати, уже стали победителями премии губернатора Тверской области благодаря своим научным работам. Так что в любознательности им было отказать нельзя, все это юные исследователи с пытливым умом. Мы посетили стенд Тверской области в павильоне №75, а также и 57-й павильон, в котором организована увлекательная экспозиция о связи науки и образования.

Фото: из личного архива Андрея Зиновьева

Многие научно-исследовательские проекты, представленные на выставке, удивляли и будили воображение. Например, в области космической техники, сверхзвуковых самолетов и беспилотной авиации. А если говорить о медицине, то у многих вызвала интерес демонстрация искусственного сердца.

- Андрей Валерьевич, это была в чем-то возможность для участников заглянуть в будущее, понять, к чему следует стремиться, и поставить для себя какие-то ориентиры?

- Ну, конечно, появилось более четкое и реальное представление о том, на каком этапе большого пути находятся сегодня научно-исследовательские работы у нас в стране в самых различных сферах применения. Одна из площадок, например, павильон в виде амфитеатра, где много пространства и можно включиться в научное действо. Каждый участник мог чувствовать себя вполне демократично, перемещаясь по экспозиции, присоединиться практически к любой лекции, а потом переключиться, например, на обсуждение уже другой темы за круглым столом.

И это еще далеко не все. На выставке также можно было каждому индивидуально выступить в роли экспериментатора. Что-то сделать собственными руками. Ну, например, принять участие в переработке крышек из пластика, из которых потом получаются изящные брелоки, или похимичить с приготовлением коктейля, а потом попробовать его на вкус. Так что впечатлений у каждого было хоть отбавляй.

Приоритеты и стандарты

- В одном из обсуждений за круглым столом ведь была затронута тема наставничества?

- Что вполне логично, ведь минувший Год педагога и наставника заставил о многом задуматься. В том числе и о системе высшего образования. Во времена СССР большую роль играла преемственность поколений, традиций и опыта, а потом благодаря новомодным течениям многое было разрушено. Вот теперь восстанавливаем. Наставничество ведь, по большому счету, всегда существовало и будет существовать для того, чтобы готовить действительно образованных специалистов у нас в стране. Это подсказывает сам здравый смысл. И в тех вузах, где сохранилась эта добрая старая традиция, можно говорить о качественном обучении.

ТвГУ, к слову, есть чем гордиться; в немалой степени – своими традициями, научными школами с многолетним опытом. К нашему вузу можно применить слово «университет» в классическом его понимании, как о высшем учебном заведении, дающем специализированное образование в большинстве областей знания. У нас, например, очень высокий показатель вовлеченности студентов в науку.

Бурно обсуждалась структура будущего учебника для учащихся магистратуры, аспирантуры и начинающих преподавателей. Необходимо прийти, наконец, к какому-то стандарту, который будет действительно работать на результат. Ведь сегодня при разнообразии зачастую непонятного выбора учебной литературы трудно контролировать уровень и, что особенно важно, результат процесса образования, который требует государство.

Фото: из личного архива Андрея Зиновьева

- Насколько я понял, ученые мужи на ВДНХ дискутировали и о том, в какой мере наука должна сегодня вторгаться в сферу образования.

- Во всем должно быть чувство меры. Действительно, сейчас на повестке дня остро стоит вопрос: где делать науку? С одной стороны, есть академии наук с научно-исследовательскими институтами, с другой – вузы, где также проводятся серьезные научные изыскания. Тут уместен пример. Когда речь идет о запуске летательного аппарата в космос, то этим явно должен заниматься профильный институт или институты космических исследований. Со своими специализированными лабораториями, аппаратурой, финансированием и т.д. А задача университета – подготовить ему профессиональные кадры. Другое дело, что и вузам по плечу решение многих вопросов в этом направлении. Так что у каждого свои, вполне специфические задачи, которые решаются по-разному, но работают на одно общее благое дело – достижение поставленной цели.

Фото: из личного архива Андрея Зиновьева

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру